Литературный форум Белый Кот

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Мастерская » Образец анализа стихотворения


Образец анализа стихотворения

Сообщений 31 страница 56 из 56

31

Фёдор Сумкин, не обобщайте. я вообще, сказать по правде, флуд не люблю. по теме - когда ознакомлюсь, угу

0

32

Фёдор, вы, без сомнения, Д'Артаньян (я не издеваюсь, на самом деле, спасибо за метериалы), но и остальные не пидорасы.
Кому из оценщиков нужен флуд? Ялоне, Талестре? Вы о чём вообще?

0

33

кажется, Федя имел в виду авторов

0

34

Фёдор Сумкин написал(а):

Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя.

простите, а откуда это следует?

Фёдор Сумкин написал(а):

Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду».

то есть она не может быть человеком, который души не чает в поэзии, но при это не пишет? у нас многие от музыки пребывают в восторге, это же ничего не значит. а учиться чувствованию - не значит учиться стихосложению. все это приятуното скорее из "биографии", не знай критик об Ахматовой... да и нужно ли это вообще?

Фёдор Сумкин написал(а):

эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);
сравнения («четки сны ее, как тени»);
гиперболы («держит молнии в руке»);
метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).

ммм. и? что само по себе это даст автору? думается, уместнее выделение удачных - и неудачных эпитетов, сравнений, гипербол...

Фёдор Сумкин написал(а):

Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:

это уже ближе к делу и интереснее.

Фёдор Сумкин написал(а):

Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н).

не соглашусь. с другой стороны - у меня нет соотвествующей информации, да. но говорить об аллетирации по одной строке при таком эммм "разреженном" (нет, я не умею выразить). концетрация повторяемости тех или иных звуков здесь невысока и думается, чтобы понять где система, а где нет, нужно минимум три-четыре строки. вот у тэка аллитерация совсем иная "мама нот знать не знает ревет в хобот" - м,н,т - очевидны. здесь не очевидны
хотя я согласна с тем, что можно применить такой анализ (в данном конкретном случае) ко всему стихотворению, то есть

Фёдор Сумкин написал(а):

Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

да, вот с этим согласна, это интересно

Фёдор Сумкин написал(а):

Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

ну чушь) а если бы вОйнА? а почему про А написали, а про О нет?

Фёдор Сумкин написал(а):

.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

иииии? что из этого следует? само по себе это малоинтересно. если вы хотели сказать, что на подсознательном уровне четырехстопный ямб ассоциируется с ... - то и договаривайте)

Фёдор Сумкин написал(а):

Хотелось бы отметить, что Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью

и опять же вопрос - для кого этот разбор?
поэту он не принесет ничего. ну да, может быть, порадуется его душа, что все запрятанные изюминки-приемчики в его тексте профессионал нашел. но критик так и не сказал - удачны ли эти изюминки, как они будут восприниматься просто читателем, насколько соответсвуют примененные средства выразительности теме и структуре. главное в стихотворении, думается, вовсе не количество гласных-согласных-эпитетов-слогов, а общая гармония и доступность для понимания (не в ом смысле, что должно быть понятно всем, а понятно именно ЦА)

а так да, Твинкл права - сколько у меня в тексте тех или иных приемчиков я и сама посчитаю

Федор, за разборы спасибо. я еще почитаю. думается (по крайней мере, глядя на основную часть разборов с поэтических), что не очень у нас любят оценщики формализованные разборы. а оценщики, как правило, сами люди пишущие, и разбиры у них из разряда "какие разборы хотел бы получать я сам"

0

35

Лета написал(а):

кажется, Федя имел в виду авторов

Федя имел ввиду всех. но большАя часть авторов оставляет комментарии редко, а "идеальные" развернутые и полные комментарии оставляют как правило на потических конкурсах в качестве разборов оценщики, которые сами же авторами и являются. по разборам оцеников можем судить по крайней мере о том, каких разборов хотят оценщики для себя. не очень похоже на флуд, но и явно не сухой подсчет неких единиц

0

36

Фёдор Сумкин написал(а):

Ольга ВОЛКОВА Об одном стихотворении Иосифа Бродского.

понравилось. из употрбления каких-то слов - на настроение, ассоциации, - через них далее
не в данном, возможно, случае, но для разбора среднестатистического конкурсного стишка добавила бы в анализ еще описание тех случаев, когда автор хотел что-то донести, но не донес, и объяснение того, почему не донес.

0

37

Twinkle написал(а):

Вы о чём вообще?

О ситуации на форуме. Об авторах. Талестра - редкое исключение. Вам, Твинкл, формализм не нужен, как я понял.

Не стал бы затевать эту тему про пидорасов, не люблю когда все начинают оправдываться и оправдывать. Я сказал то, что ощущаю. Всё.

Маша, пост 34 и 36 вообще к чему? Я тут образцы не для критик выложил, а для примеров. Считаете негодным - не пользуйтесь, а лучше свой принесите.

0

38

Фёдор Сумкин написал(а):

Маша, пост 34 и 36 вообще к чему?

к тому, с чем и где я несогласна с приведенными примерами и чем бы хотела их дополнить. мурмурмур?

0

39

Пузик написал(а):

к тому, с чем и где я несогласна с приведенными примерами и чем бы хотела их дополнить.

Фёдор Сумкин написал(а):

Я тут образцы не для критик выложил, а для примеров. Считаете негодным - не пользуйтесь, а лучше свой принесите.

Va bene?

0

40

Прошу модераторов перенести оффтоп в другую тему. Если нужно - создать "тему для обсуждения примеров анализа стихотворения".

0

41

кинуть ссылочки на примеры конкурсных разборов?
до схемы дорасту - выложу непременно

или у нас принцип "сначала добейся"?

Отредактировано Пузик (2011-02-22 17:52:52)

0

42

Я не знаю, какой у вас принцип, тут присутствуют примеры тех разборов стихов, которые на данный момент утверждены в минобразе РФ и школьно-институтской программе.

+1

43

ждем Шарлотту с минусами)

0

44

Мне не нужен школьный формализм, всё верно, так как, повторюсь, где у меня аллитерации, я знаю сама. Из этого не следует, что мне нужен флуд. Совершенно неясен ваш агрессивный настрой, ну да ладно, отвечать в той же манере не буду.

Сейчас пишу своё развёрнутое мнение.

0

45

0. Отказ от...
Всё нижеследующее является сугубо моим мнением.

1. Общие положения
Предмет данной статьи — проблема анализа стихотворения.
Следует разделять «точку приложения» подобного анализа: он может предназначаться для ученика — и читателя в более общем смысле (в таком случае, в анализе будут преобладать перечисление средств художественной выразительности, использованных автором, и попытки истолкования текста) или для самого автора.
Далее нас будет интересовать лишь второй вариант: анализ (далее это слово может чередоваться со словом «критика», по смыслу они предполагаются тождественными) стихотворения «для автора» — такой анализ, который с одной стороны позволяет оценить качество стихотворения, а с другой потенциально может помочь автору в его творческом росте.
Здесь нет никаких готовых рецептов или справочных статей; в статье излагается лишь моё общее представление о проблеме.

2. Требования к критику
Сформулируем требования к критику; одни из них представляются строго обязательными, другие просто являются желательными.

    а. Литературная грамотность,
    б. Вежливость,
    в. Нелицеприятность,
    г. Умение точно выражать свои мысли,
    е. Начитанность, в частности, знание творчества разбираемого автора,
    ё. Наличие своего недурного творчества,
    ж. Литературный вкус.

Первые три пункта представляются мне строго необходимыми.
Следующие пункты важны, но в силу того, что они сложнее поддаются формализации, требовать их от критика представляется глупостью.

3. Схема анализа стихотворения
Важное замечание: не поддаются формализации, а посему во многом отводятся на совесть критика веса формальной стороны стихотворения и неформальной. Таким образом, критик волен простить те или иные оплошности (например, с грамматической точки зрения), если они представляются ему литературными приёмами.
Критик не претендует на истину, он подходит к стихотворению как читатель, но читатель разумный и литературно образованный, своего рода, дегустатор.
Выделим четыре части разбора стихотворения.

Первая. Попытка найти плохое.
Сюда можно отнести всё, что так или иначе «режет» глаз критику. Орфографические ошибки, погрешности ритма, невыдержанность стиля и т. д. Мало указания на ошибку; важным является объяснение своей позиции (например, приведения ссылки на словарь). Иногда уместно исправление ошибки, однако, ценность этого шага во многом зависит от ситуации.
Важно: не нужно ничего притягивать за уши.
Важно: не нужно бояться указывать мелочи. «Идеальных» стихотворений, на самом деле, мало. Пусть точка зрения критика будет спорной, но если у него, как читателя, возникло некоторое сомнение, то нет ничего страшного в том, чтобы сообщить его автору.

Вторая. Попытка найти хорошее.
Мне не кажется, что в этот пункт нужно тащить всякую аллитерацию (и т. д.), которую вы найдёте у автора. Хорошее — то, что нравится, то, что впечатляет ум и сердце (и прочее, чем можно воспринимать поэзию), таким образом, здесь нужно отмечать, например, аллитерацию понравившуюся.
Понравиться может слово, строка, рифма — или отсутствие таковых, обо всём этом можно и нужно сказать.
«Хорошее» зачастую сложнее объяснить, чем «плохое», тем более ценными являются попытки это сделать.

Третья. Попытка истолкования или попытка найти смысл.
Далеко не всякое стихотворение является полностью понятным, т. е., не всегда можно просто сказать: «в этом стихотворении говорится о …, под этим автор понимает …, а вот это сравнение обусловлено ...».
Таким образом, важным для оценки глубины авторском мысли является попытка распутать клубок авторских строк с целью извлечь некоторый смысл.
Иногда критики боятся проводить подобный анализ из-за страха попасть в неловкое положение в случае, если их толкование полностью разойдётся с авторским. Как кажется, подобное расхождение является нормой в литературе и ничего страшного собой не являет. Видение читателя — то, что пробудили в нём строки автора; «посыл» автора и «принятие» читателя не обязаны быть одним.

Четвёртая. Попытка связать конкретное стихотворение с прочим творчеством автора.
Это наиболее сложный, но, возможно, наиболее важный пункт для автора с точки зрения возможности дальнейшего творческого роста. Он предполагает определённую подготовку критика и желание работать с автором.

4. Пример анализа стихотворения
а. Стихотворение, автор — Пузик.

...только что говорить - ваши лодки боятся берега
берегите, берите их между пролива беринга
в ледяную охапку (вы в курсе их местных климатов?
не сильна в географии). лодки на грани климакса
(не сильна в биографии) лодки и ледокОленки
бьют коленями волны, носят на спинах тоненьких
(а точнее, плечах и, наверно, тогда уж узеньких)
бестолковых матросов (розовых карапузиков)
и в смущении мнутся в/возле парадной (пристани)
ваши лодки глядят покорно, а смотрят пристально...

б. Попытка найти плохое.
Хочется больших букв, хотя бы в Беринге и после точек. Знаю, это авторский стиль, но иногда это мешает чтению и расстановке интонаций (большую букву виднее, чем точку).
берите их между пролива беринга — видимо, между берегов пролива. Возможно, приём, более того, я обратила на это внимание раза с третьего, возможно, так как читала «проливов».
На некоторое время смутили «климаксы», но это лично моё: при чтении не треша, половые темы меня иногда «спотыкают». Советская школьница, что вы хотите.

в. Попытка найти хорошее.
Мне строго нравится раздвоение: из лодок получились лодки и ледо-кОленки (и коленки рядом, к плечам и спине). Я так понимаю, это молодые лодки, которые ещё лёд колют сами, или лодки постарше, которые уже колют его сами.
Хорош рефрен «не сильна», сам по себе двойной рефрен обычен, но тут он удачно... ложится.
Так же гармонично смотрится противопоставление «плечи» — «спины» и «глядеть» — «смотреть».
Вообще, стихотворение гармонично как серпантин, оно подтверждает само себя и само за себя же в объяснении цепляется.
Ритм ладный, я бы сказала, даже слишком.

г. Попытка истолковать.
Мне определённо кажется, что читать надо «наши лодки», таким образом, это стихотворение-саморазоблачение ЛГ, настолько явное, что обилие «б» в начале превращается в «бубубу, вот он, дисклоз».
ЛГ силён в географии, но врёт в биографии. Лодки там не на гране климакса, лодки довольно молоды (те, что старше и младше — ледо-кОленки), возможно под климаксом просто понимаются шалящие гормоны и/или фазы луны. А за массой игр на противопоставлении скрывается мысль, которая, как ни странно, выражена явно: лодки боятся берега, ожидают внешнего воздействия (обращение в начале).
Интересным является нарисованный картинный образ лодки (своего рода, Мэри Сью): спина тоненькая, плечи узенькие. ЛГ, ты открыл нам много. :-)

0

46

Twinkle написал(а):

Совершенно неясен ваш агрессивный настрой

А мне совершенно не ясно, зачем вы вменяете мне то, чего нет.

Twinkle написал(а):

Мне не нужен школьный формализм,

Два варианта.

Узнаёте мнение электората и убираете эту тему.
Не читаете эту тему и создаёте тему о разработке того, что нужно авторам форума.

Повторяю просьбу модераторам - уберите оффтоп.

0

47

Twinkle написал(а):

а. Литературная грамотность,
    б. Вежливость,
    в. Нелицеприятность,
    г. Умение точно выражать свои мысли,
    е. Начитанность, в частности, знание творчества разбираемого автора,
    ё. Наличие своего недурного творчества,
    ж. Литературный вкус.

что вы понимаете под литературной грамотностью?
нелицеприятность в современном значении часто употребляется с негативным оттенком. то есть, в ситуации, когда правду-миатку рубят бессмысленно, беспощадно и не всегда уместно. это уже какое-то разоблачительство. уместнее в данном случае говорить о непредвзятости, я думаю
знание творчества - неплохо, да
наличие своего недурного уместнее заменить на отсутствие своего дурного
что есть литературный вкус?

по схеме возражений нет. разве что в качестве итога неплохо бы сказать о том, удалось ли автору достичь какой-то цели (о предполагаемых целях автора можно написать в начале. что-то вроде школьного тема-идея, но не обязательно именно это), и если не удалось - то чего ему не хватило

0

48

Тема называется Образец анализа стихотворения. Заглавное сообщение принадлежит Домино. Далее возникла дискуссия. Таким образом, тему убирать не надо и новую создавать я не буду.

0

49

что вы понимаете под литературной грамотностью?

Хм. Знание, как называются литературные приёмы, как их уместно применять, знание стилистики, пунктуации, орфографии. Понятие о ритме и т. д.

нелицеприятность в современном значении часто употребляется с негативным оттенком. то есть, в ситуации, когда правду-миатку рубят бессмысленно, беспощадно и не всегда уместно. это уже какое-то разоблачительство. уместнее в данном случае говорить о непредвзятости, я думаю

Не знала о современном прочтении, пользуюсь словарной трактовкой. Можно заменить, если дела таковы.

наличие своего недурного уместнее заменить на отсутствие своего дурного

Ну... пожалуй.

что есть литературный вкус?

Я не знаю. Наверное, когда у человека есть любимые и не любимые авторы. И он может обосновать, что и почему.

по схеме возражений нет. разве что в качестве итога неплохо бы сказать о том, удалось ли автору достичь какой-то цели (о предполагаемых целях автора можно написать в начале. что-то вроде школьного тема-идея, но не обязательно именно это), и если не удалось - то чего ему не хватило

Это очень сложно, мне кажется. Откуда критику знать? Строить предположения, причём очень многоярусные. Надо, думаете?

0

50

Twinkle написал(а):

Строить предположения, причём очень многоярусные. Надо, думаете?

Twinkle написал(а):

Иногда критики боятся проводить подобный анализ из-за страха попасть в неловкое положение в случае, если их толкование полностью разойдётся с авторским. Как кажется, подобное расхождение является нормой в литературе и ничего страшного собой не являет. Видение читателя — то, что пробудили в нём строки автора; «посыл» автора и «принятие» читателя не обязаны быть одним.

это все одного поля ягода. не надо бояться, но надо объяснить сразу, что мнение автора и критика могут различаться
думаю, если вы хотите помочь автору в его росте, то это необходимо. не знаю я вряд ли возьмусь писать свою схему, но если бы писала, это включила бы. конечная оценка стихотворения еще и зависит от того, насколько глобальны были поставленные цели (если это пароия-частушка - одно, если ода любимой деревне на языке Крученых - другое), насколько адекватны методы достижения - и что у автора вышло в итоге

0

51

Я вижу тут второй ярус предположений, совсем шаткий. Впрочем... возможно, это и нужно, просто мне тяжело представить, как я делаю подобные предположения.

если это пароия-частушка - одно, если ода любимой деревне на языке Крученых - другое

Это скорее к стилю, чем к цели, нет?.

0

52

я привела не очень удачные примеры. если говорить об оценивании, то, например, есть стишки, которые изначально больше тройки даже при идеальном техническом исполнении не получат, а есть с претензией на высокую оценку. у первых слишком простой ритм, слишком избитая тема, автор расписывает ручку и ему по барабану. у вторых сочный слог и незатертое исполнение, интересная тема и ну, надеюсь, вы меня поняли. и если первый, взяв банальное, раскрыл его без помарок в ритморифме - он молодец, но получит три (хотя молодец - все равно же, ведь своей цели достиг). если второй дал надежду на нечто сверх-, а раскрыл абы как и с многочисленными ошибками - тоже три, но не молодец ни разу

0

53

Ну так первый получит три по минусу «банальность», второй — по минусу «исполнение». Мне кажется, и тут без целей мы обходимся.
Нужно ли выделять цели автора или просто оставить их в разделе «общих соображений» критика, контекста?

// 3200

Отредактировано Twinkle (2011-02-22 19:56:42)

0

54

Без проблем, я создам.

0

55

Не хотел эту тему поднимать пока, но значит не буду пока поддерживать. Скажу одно - не нравится идея с целеполаганием, оставьте то, что вы услышали в стихотворении и за счёт чего вы это услышали. То есть - не поставленные цели, а достигнутый эффект, его степень, глубина и способы достижения.

0

56

.
.
.
.
....
.
.
.
Приглашаем на литературный форум: общение, собственный раздел для публикаций, музыка, видео.
.................]]постоянные авторы форума получают бонусы от клуба- сборники, баллы, ссылки
.
Регистрацию сделать очень просто:

если вы есть Вконтакте, нажмите http://fluderatak.mybb.ru/connect.php?p … =vkontakte
Если вы есть в Фейсбуке, нажмите http://fluderatak.mybb.ru/connect.php?provider=facebook
Через Одноклассники http://fluderatak.mybb.ru/connect.php?p … oklassniki
Через почту gmail http://fluderatak.mybb.ru/connect.php?provider=google
Через почту яндекс http://fluderatak.mybb.ru/connect.php?provider=yandex

далее - внизу нажмите "Регистрация". И всё!
.
:-)
.
Напишите в рецензии что вы зарегистрировались, и мы опубликуем ваше
произведение и занесем ссылку в резюме.
.
............*у нас личные разделы авторские*
**возможность вставлять аудио и видео, ссылки без ограничений**
...***анонс автоматический на главной странице форума***
*****возможность красиво оформлять тексты произведений*****
.
.

0


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Мастерская » Образец анализа стихотворения