Литературный форум Белый Кот

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Мастерская » Образец анализа стихотворения


Образец анализа стихотворения

Сообщений 1 страница 30 из 56

1

http://ravelit.4bb.ru/viewtopic.php?id=1856 - Источник.

Анализ состоит из множества аспектов, определяемых на различных уровнях:
1. Ритм и размер.
Ритм - кол-во слогов в стихотворении
Размер - амплитуда чередования ударных и безударных слогов в строке.
Гексаметр и другие доломоносовские и редко употребляемые ритмы я разбирать не буду. Разберу вкратце постломоносовские.

- Ямб (_/) - размер с ударением на последний слог;
- Хорей (/_) - размер с ударением на первый слог;
- Анапест (_ _ /) - Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге;
- Амфибрахий (_/_) -Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге;
- Дактиль (/ _ _) - Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге;
- Дольник - 1-2 безуд. между ударными;
- Тактиовик - 2-3 безуд. между ударными;
- Акцентный стих - 0-4 безуд между ударными.
Ритм и размер определяют организацию худ. текста. Помогают передать опр. состояние, например: 2-3 стопный анапест - медитация, размышление.

2. Фонетический уровень.
Кол-во звуков гласных и согласных, их определенное сочетание, аллитерация, ассонанс.
3. Композиция, образы, мотивы.
4. Лексический уровень.
5. Морфологический уровень.
6. Лингвистический уровень.
7. Синтаксический уровень.
8. Средства художественной изобразительности ( о них в следующий раз - клавиатура не вдерживает напора).
9. Комментарии, аллюзии, реминисценции.

Привожу свой анализ текста как пример. Хочу отметить, что это основной анализ. Существует еще множество дополнительных (структурный, сравнительный ит.д.). О них по просьбам желающих и позже.

Голгофа.
Сегодня смотреть и плакать – одно и то же.
Сегодня плакать и любить – одно и то же.
Сегодня любить и предать – одно и то же.
Сегодня предать и смотреть – одно и то же.

Сегодня страдать и думать – одно и то же.
Сегодня думать и кричать – одно и то же.
Сегодня кричать и молчать – одно и то же.
Сегодня молчать и страдать – одно и то же.

Сегодня камню хотелось бы стать птицей.
Сегодня дереву хотелось бы стать тенью.
Сегодня железу хотелось бы стать поцелуем.
Сегодня они станут орудиями казни.
(Вера Павлова)

Анализ ритма, размера.
_ /_ _ / _ / _ _ / / _ _
_ / _ / _ _/ _ _ /_ _
Стихотворение является акцентным (0-4 безударных между ударными). Ритм сбивчивый – говорит о сбивчивости чувств человека, пишущего человека, автора.
Рифма создается с помощью эпифоры (повтора в конце строки).

Голгофа – холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по преданию, был распят Иисус Христос. Слово «Голгофа» употребляется как синоним мученичества и страданий. Тема мученичества проходит через все стихотворение, достигая своей кульминации в конце.
Тип текста – рассуждение (построение автором логических цепочек, безличные предложения в 1 и 2 строфах, сослагательное наклонение в 3 строках 3 строфы и будущее время в последней строке – вывод).

Лингвистический уровень стихотворения.
Глаголы 1 и 2 строфы даны в начальной форме («смотреть», «плакать», думать», «кричать» и т.д.) дабы показать, что и не относятся к кому-либо конкретно, и одновременно относятся ко всем. Настоящее время – время совершаемых событий и время автора.
Сослагательное наклонение в первых трех строках последней строфы говорит о желательности действий, оно создает ощущение порыва, отчаяния, веры и надежды. Финальная строка с глаголом будущего времени подводит итог размышлениям, резко обрубая ощущение от предыдущих трех.
Текст разделен на 3 строфы, в финальной строфе достигая своего апогея и резко обрываясь. Уже при первом прочтении текста бросается в глаза параллелизм. В первых двух строфах он дает ощущение безвыходности; с каждым новым повтором усиливается нервное напряжение. Меняясь в 3 строфе, он меняет и ощущение – появляется отчаяние. 4 строка, выбиваясь из общего ряда, ставит финальную точку.
Постоянная анафора (повтор в начале стихотворения) «сегодня» усиливает ощущение того, что все происходит в настоящее время, дает ощущение актуальности и насущности поставленной проблемы, связывает всю конструкцию текста, но с каждым изменением средства художественной изобразительности (видоизменение и исчезновение параллелизма) это слово приобретает новый оттенок, свойственный каждой отдельной части текста.
В 1 и во 2 строфах кольцевая композиция. Первое понятие является конечным. С каждой новой строкой и повтором происходит расширение гаммы чувств и ощущений, усиление основного чувства.
Каждое новое слово приравнивается к предыдущему с помощью союза «и». В итоге получается кольцо. Кольцо – символ бесконечности, в данном контексте – безвыходности. Кроме того, можно отметить антитезу в приведенных выше словах.
Замкнутые, с одной стороны, кольцевые строфы как бы объединяются с помощью параллельной конструкции.
Третья и последняя строфа также имеет параллельную конструкцию, но уже другую. Кроме того, в данной строфе появляются существительные. Первый ряд существительных преобразуется во второй, совершенно ему контрастный:
«камню» - «птицей»
«дереву» - «тенью»
«железу» - «поцелуем»
Этот контраст – символ борьбы, сопротивления, отчаяния.
Камень – символ тяжести, бездушности, равнодушия, превращается в птицу – символ надежды, жизни, легкости. Дерево – символ укоренелости, устойчивости, переходит в тень – нечто неуловимое, перетекающее, постоянно изменяющееся. Железо – символ холода, ненависти (то, из чего делают оружие) переходит в поцелуй – символ любви.
В этой «магии» - надежда на чудо, внутренняя отчаянная борьба за все святое, что есть на свете.
Но чуда не произойдет – это доказывается последней строке, когда автор говорит о дереве, камне и железе как об орудии казни.

Фонетический уровень стихотворения.
Изучив текст на фонетическом уровне, отметим резкий ассонанс на звук «о» (28) – он придает тексту воющую интонацию и некоторое смягчение; вместе со звуком «а» (16) – ощущение плача. Сам по себе звук «а» как бы кричит.
На протяжении всего стихотворения можно заметить аллитерацию на звуки «т» и «С», символизирующие смятение и внутреннюю борьбу в душе человека, особенно это заметно в 3 строфе. Кроме того, повторяющиеся «л», «м», «н» и «В» говорит о христианском смятении.

Лексический анализ стихотворения.
В тексте используется общеупотребительная лексика: «сегодня», «любить», «предать» ит.д.
Лексику можно разделить на 3 группы:
1. Чувства – любить, страдать, хотелось бы стать;
2. Действия – предать, думать, станут, смотреть;
3. Внешнего проявления чувств: плакать кричать, молчать.

Синтаксический анализ стихотворения.
Каждая строка является новым предложением. В каждой строке 1 и 2 строфы – тире, т.к. пропущен глагол-связка «есть». Такой прием упрощает и ужесточает конструкцию текста. Создается ощущение нейтральности, равнодушия, холодности. Определения свыше.

Морфологический анализ стихотворения.
Анализируя текст, узнаем, что в тексте 8 сущ., 19 глаголов и 12 раз повторяется наречие «сегодня». Все это создает ощущение постоянной смены и расширения чувств на один и тот же предмет.
Довольно аскетичное использование существительных и полное отсутствие прилагательных с лихвой заменяется богатой палитрой чувств, которые позволяют нам самим представить картину.
Местоимение использовано всего лишь одно: «они». Но это заставляет задуматься читателя: только ли о камнях, дереве и железе говорил автор?

Надеюсь, поможет в анализе как своих, так и чужих опусов. Понимаю, много непонятного. Но об этом писать еще больше, поэтому, лучше будет в форме вопроса-ответа.

P.S. Могла накосячить - если есть недочеты, пожалуйста, отмечайте.

(с) Домино

Отредактировано Лоторо (2009-08-07 01:55:20)

0

2

Кстати, оч интересная тема. аж удивительно, что в ней никто не оставил своих комментов. :dontknow:

0

3

А какие можно оставить кроме благодарственных от оценщиков?

0

4

Пожалуйста...
Домино - моя любовь. Вечно молодая, вечно моложе меня.

0

5

Вооот. то-то и удивляет, что и благодарственных никто не оставил /почти/. а доброе слово и кошке приятно))

0

6

Домино тут нет, она не увидит благодарностей.

0

7

уже есть.
Чайке приятно)

+1

8

ДоминоДоминоДомино!!!!!!!!!!
я страшно скучааааааал
Саашенька

0

9

я тоже)

0

10

Пузик написал(а):

ДоминоДоминоДомино!!!!!!!!!!я страшно скучааааааал Саашенька

Ещё один Сашенька:) Надо запомнить. Везёт мне на Саш))) приятно познакомиться))))))

0

11

Валюшка, это дева. :-))

0

12

Twinkle написал(а):

Валюшка, это дева. :-))

Twinkle, внутренне я еще не определилась ;)

Валентина, взаимно.

0

13

Я это...  :dontknow: (стоит виноватая-превиноватая, перетаптывается с ноги на ногу и не знает, как сказать) ВАш пост первый утащила в одну литературную группу, для образца, а согласия автора не получила, что теперь за это мне будет? :'( Я там честно сказала, что уворовала, а они меня - анафеме:(

0

14

Сначала распять надо бы.

0

15

Валентина, дев не обижают.
талантливых дев - тем более.
а распятие и анафема - фи, как это старомодно. и не по филологически.

0

16

Филологи жгут глаголом.

0

17

Талантам от гениев респект и уважуха!!!  И Большое-пребольшое мерси.  :cool:

0

18

так точно)
и подкладывают на стул вместо кнопки восклицательный знак!
*еще чуть-чуть и будет флуд*

0

19

не за что)

0

20

План анализа стихотворения

Тема стихотворения:

пейзаж;
общественно-политическая;
любовная/интимная;
философская.

Сюжет:

есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
без сюжета: образы чувств (...).

Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _'      ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _      хорей 3-стопный;
'_ _ _      дактиль;
_ _' _     амфибрахий;
_ _ _'     анапест.

Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.

Тропы

- слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

эпитет - художественное определение;
сравнение;
аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
ирония - скрытая насмешка;
гипербола - художественное преувеличение;
литота - художественное преуменьшение;
олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
паралеллизм.

Стилистические фигуры:

повторы/рефрен;
риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
антитеза/противопоставление;
градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

Поэтическая фонетика:

аллитерация - повторение одинаковых согласных;
ассонанс - повторение гласных;
анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

Образ лирического героя, авторское "Я".

Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д

+1

21

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Она»

В качестве собственного исследования данной темы, мною было выбрано стихотворение Н. Гумилева «Она»

ОНА

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцанье

Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью, дольней и отрадной,

Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг ее,

Назвать нельзя ее красивой,

Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий

И смел и горд — як ней иду

Учиться мудрой сладкой боли

В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке.

[1]

1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.

2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».

Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

1-3 строфы,

4 строфа,

5 строфа.

Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.

3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».

3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:

эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);

сравнения («четки сны ее, как тени»);

гиперболы («держит молнии в руке»);

метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).

Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:

душа – 1)внутренний мир человека;

2)свойства характера;

открыта – 1)поднять что-либо;

2)сделать доступным;

3)обнажить;

жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;

2)скупость, корысть.

Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.

3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.

4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

5. С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

Заключение

Хотелось бы отметить, что Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика. Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне. Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев бы еще мог создать. Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.

Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого времени. Социальные катаклизмы начала нашего столетия усилили стремление философов, писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения. Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражает необычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур. Художественные искания обрели редкую напряженность и совершенно новые направления. За каждым Мастером прочно укрепилась слава первооткрывателя какого-либо нового прежде недоступного направления или приема в литературе.

0

22

Ольга ВОЛКОВА
Об одном стихотворении Иосифа Бродского.

Разбор стихотворений Иосифа Бродского, которые входят в последнее время в
школьную программу, часто становится труден как для школьников, так и для самих
учителей. Трудности возникают даже не во время анализа, но ещё на подступах к
нему: сам смысл стихотворения остаётся читателю неясен. Мы предлагаем вам
вариант интерпретации одного стихотворения И.Бродского, входящего во многие
школьные программы.

В твоих часах не только ход, но тишь.
Притом их путь лишён подобья круга.
Так в ходиках: не только кот, но мышь;
они живут, должно быть, друг для друга.
Дрожат, скребутся, путаются в днях.
Но их возня, грызня и неизбывность
почти что незаметна в деревнях,
где вообще в домах роится живность.
Там каждый час стирается в уме,
и лет былых бесплотные фигуры
теряются – особенно к зиме,
когда в сенях толпятся козы, овцы, куры.

1963

1. Это стихотворение о времени и о вечности.
Противопоставление заявлено в первой же строке: “ход” времени и “тишь”. Деление
времени искусственно, оно создаёт “неизбывность” (потому что всегда, без
отдыха), “возню, грызню”, дрожь, путаницу... Путь времени – это “круг”
(заколдованный), такой же бестолковый, как погоня кошки за мышью. Всем известны
ходики – с кошкой, которая ежесекундно стреляет глазами вправо-влево, как будто
следит за мышью. (Кроме всем известной кошки из ходиков, есть и не менее
известная мышь, устраивающая шум в часах:

Hikory, dickory, dock,
The mouse run up the clock.
The clock struck one,
The mouse ran down,
Hickory, dickory, dock.

Стихотворение из Mather Goose Rhymes. В пер. С.Маршака: “Вышли мыши как-то раз
// Поглядеть, который час...”) Кошка и мышь дополняют друг друга: цель кошки –
поймать мышь, а цель мыши – убежать от кошки. Суета порождается сама собой. А
что будет, если кто-нибудь из них вдруг исчезнет? Погоня прекратится, часы
остановятся, и наступит “тишь”, отсутствие времени, вечность...

...Как бывает “в деревнях”. Стихотворение делится пополам: первая половина –
суть, порождённая временем, а вторая – деревенская тишина. В деревне время не
замкнуто в круг, поэтому “каждый час стирается в уме”, вместо того чтобы
сохраняться и громоздиться, человек не “путается в днях”, прожитое не
возвращается, а “теряется”. (“Фигуры былых лет” названы “бесплотными”, то есть
нереальными. Однако по созвучию это слово тянет за собой и слово “бесплодные”,
то есть напрасно, зря сохранённые умом.) Замедление ритма жизни подчёркивается и
синтаксически: предложения в первой части соответствуют строчкам, как бы отражая
деление времени на часы, а к концу стихотворения они становятся всё длиннее.

Единственный признак деревни – это “живность”, противопоставленная механическим,
условным коту и мыши из первой части. Таким образом оппозиция “время/вечность”
становится и оппозицией “искусственное/живое”. Особенно явным это
противопоставление становится в конце стихотворения: “козы, овцы, куры”,
“толпящиеся в сенях” зимой, отсылают читателя к сцене Рождества. Абстрактное
(рассуждающее) стихотворение кончается яркой картинкой, выделенной внутренней
рифмой (“стираются – теряются”).

2. А теперь вспомним, что первое значимое слово стихотворения – “твоих”.
Получается, что это – изящнейшее признание в любви (в широком смысле слова,
может быть, и к другу). В нём только одно слово, впрямую говорящее о другом, но
с ним связано всё “положительное” для автора. Этот человек так удивителен, что
даже в его часах – воплощение “грызни” и “путаницы” – есть место для “тиши”,
которая вообще-то встречается только в деревнях.

0

23

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм".

Основные подходы к лирическому стихотворению классического типа мы попытаемся показать на примере анализа стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм" (1830).

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!

Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста. Прилагательное "последний" обозначает события, происходящие на грани, у последней черты.

Само слово "катаклизм" (не "превращение" или "изменение", близкие по смыслу) подчеркивает философский смысл стихотворения. Судя по названию, можно предположить, что в тексте будет развернута картина из Апокалипсиса, рисующая последний день творения. Однако Тютчев -- оригинальный поэт-философ. Для него последний день окажется первым днем нового творения.

Стихотворение состоит из одной строфы (монострофы) -- катрена (четверостишия). Однако композиционно эта строфа делится на две части -- первые два стиха (стихотворные строки) и последние два.

Это деление содержательно, оно отражает два основных мировых процесса (разрушения и созидания), которые даны в двух симметрично расположенных в тексте глаголах "разрушится" и "изобразится".

В стихотворении присутствуют две стихии -- земли и воды. Рисуя гибель земли под водой, Тютчев обращается к библейскому мифу о Ноевом потопе ("Все зримое опять покроют воды"). В самом этом обращении есть одновременное указание на гибель и спасение.

Философский характер стиха подчеркивается внесубъектным построением -- отсутствием местоимений "я", "ты", "мы" и т д., которые воплощают в стихе образ человека. Стихотворение несет в себе философское обобщение. Об этом свидетельствует и выбор лексики -- не эмпирической, а предельно отвлеченной ("последний час природы", "все зримое", "божий лик").

Процесс разрушения "закреплен" в синтаксисе стиха: для первых двух строк характерна глубокая инверсия (неправильный, обратный порядок слов в предложении). Сравните для примера обратный порядок слов (предложение с инверсией) и прямой:

"Когда пробьет последний час природы...";
"Когда последний час природы пробьет ..."

В первом случае ударение, падающее на конец, определяется законами стихового построения, во втором -- оно логическое.

Инверсия исчезает в последней строке, что соответствует процессу созидания. Последняя строка стиха выделяется не только отсутствием инверсии ("И божий лик изобразится в них!"), не только восклицательной интонацией, отражающей особую патетичность фразы, но и фонетически звук "и", многократно повторенный, по-особому инструментирует концовку стиха "И божий лик изобразится в них!"

Стихотворение "Последний катаклизм" написано пятистопным ямбом с мужскими (ударными -- "земных", "них") и женскими (безударными -- "природы", "воды") окончаниями. Рифмы в стихе как грамматические (природы -- воды), так и неграмматические (земных -- них). Перекрестные, открытые (оканчивающиеся на гласный) и закрытые (оканчивающиеся на согласный звук). Все это построение стиха основано на законе двойственности, "бинарности", что отражается прежде всего на содержательном уровне.

Наряду с первой строкой ("Когда пробьет последний час природы"), где нет ни одного метрического сбоя, представлен чистый ямб, который выражает неумолимость и неотвратимость наступления "последнего часа", все остальные строки содержат отступления (они приходятся на основные в смысловом отношении глаголы "разрушится", "изобразится"). Отсутствие ударения называется пиррихий. Представим вторую строку стиха "Состав частей разрушится земных" как метрическую схему (сочетание ударных и безударных слогов, обозначив U -- безударный, I -- ударный):

UI/UI/UI/UU/UI.

Четвертая стопа, приходящаяся на глагол "разрушится", окажется "облегченной", пиррихиической.

Особенно много отступлений возникает в третьей строке ("Все зримое опять покроют воды"):

II/UU/UI/UI/UI/U.

В первой стопе появляется сверхсхемное ударение, называемое в стихосложении спондеем (II -- два слога ударных). Вторая стопа пиррихиическая, с пропуском ударения.

В целом большое количество сбоев в этой строке можно объяснить, на наш взгляд, тем, что в ней скрыто обозначена человеческая трагедия. Последний катаклизм разрушит не только "состав земных частей", но и обернется человеческой трагедией. На первый взгляд, в стихотворении нет места человеческому. Как мы отметили вначале, стихотворение является громадным философским обобщением. Однако выражение "все зримое" (от старославянского слова "зрак" -- "глаз") включает в себя и человеческий план, поэтому строка как бы окрашена человеческой эмоцией, нарушающей привычный ритм стиха.

Предложенный анализ, как уже отмечалось выше, не является "ключом", с помощью которого можно "открыть" любой поэтический текст.

Отредактировано Фёдор Сумкин (2011-02-22 20:12:40)

0

24

дополнения приветствуются.

0

25

будут. позже
как насчет анализа прозаического текста?

0

26

Талестра написал(а):

ак насчет анализа прозаического текста?

их есть, но попозже

0

27

Первый пост из серии (с теорией) неполон. Мне кажется, тут одно из двух, либо пробовать перечислять всё, либо «выразительности» не трогать, ссылаясь на справочники и Вику.

Фёдор, вы бы кстати, источник указали, откуда анализ Гумилёва.
К самому анализу: сухо, по полочкам. Мне бы (как автору) подобный анализ моего стихотворения не дал бы ничего, это выхолощенный анализ для учебника. Я хочу видеть живой отклик, а не сухой набор фактов — где у меня аллитерация я и сама подозреваю. Повторюсь, это моё мнение. Не нашла попытки критики слабых мест или их поиска.

Анализ Волковой понравился больше. Но это скорее толкование, попытка найти смысл. Работа критика этим не ограничивается.

0

28

Feel free, выкладывайте свои образцы.

0

29

На самом деле, интересно услышать мнение общественности о нужности формальной части и её величине.

0

30

М...могу досрочно ответить :) Той общественности, которая преобладает в данный момент, формальность не нужна вообще :)

Им флуд нужен :)

0


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Мастерская » Образец анализа стихотворения