Литературный форум Белый Кот

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Мастерская » как _не надо_ писать стихи


как _не надо_ писать стихи

Сообщений 1 страница 30 из 45

1

после оценки конкурса несколько актуально и временами не дает покоя.
что вы традиционно не любите в стихах? в технике, в подаче, в форме? к оценщикам - за что снижаете? к не-оценщикам - за что снижали бы? с чем боретесь сами? с чем удалось? с чем смирились?
мнение не мастеров, но тех, кто пытается работать над собой, угу.
начнем?

0

2

от себя.
из того, что усвоено лет с четырнадцати от первых учителей:

глагольной рифме нет. естественно, речь не о том, чтоб исключить все глагольные из всех стишков, и да, стандартное "Пушкин тоже так рифмовал" - не катит. соизмеряем и стараемся заменять
помимо этого (возможно, лично мои тараканы) рифмовка прилагательных с прилагательными - тоже не айс. я о красный-ясный-опасный. слишком просто, пресно. сюда же местоимение-местоимение (себя-тебя, ты-вы, неё-её, кто-то-что-то), наречие-наречие (далеко-высоко, низко-близко).
с существительными история отдельная, бывают удачные примеры, но не нравится здесь: рифмовка слишком простых и общеупотребительных слов (свет-рассвет, кошка-окошка), слишком сложных или заимстованных слов (на ум приходит нечто неуместное, но пусть будет проституция-революция. впрочем, не знаю, это уже вкусовщина, тут по тексту смотреть. в любом случае глупо смотрится слов "явно не из этого текста", срифмованное с таким же неуместным. оба выбиваются и режут). про рифмовку однокоренных я даже говорить не буду
удачный пример рифмовки - в стихах Маяковского и Эдварда. нет, много удачных, но эти особенно показательны необычностью и неожиданностью, за что очень люблю.
еще неплохо иногда обыгрывается рифмовка.. одного и того же слова. в разных значениях, возможно, порой вовсе оксюморонов. последнее часто в детских стишках а-ля Сережка-сережка. а у Твинкл, например, мне очень нравится стишок  со строчками

Прекрасная чумазая пара, связанная шнурками и боками.
Она кидает ключ на телевизор, падает на кровать боком,

здесь, конечно, не совсем рифма, но слова обыгрываются весьма. что-то поожее есть у тэка (на моей памяти точно была рифма что-что). это не то, к чему я призываю стремиться, но здесь можно и нужно экспериментировать

также нас учили избегать излишнего пафоса и трагизма. те, кто писал на конкурс эмо-стихов должны понять. чаще всего это смотрится нелепо, хотя в иных случаях славно обыгрывается. ну и говорит в основном о незрелости автора как автора
сюда бы я отнесла очень нелюбимые мной стомиллионы, по поводу которых вечно спорю. глобальность переживаний и прочих проблем лучше бы учиться описывать иначе. математичность - слишком просто и слишком приелось. для меня это тот случай, когда лучше написать два предложения, окольными путями раскрывающие дальность растояния и бессмысленность пути, например, чем говорить о миллиардах шагов.
сюда же темы апокалипсиса, кровяки, прочих суицидо-вселенских тем.  не спорю, есть удачные стихи и с этим, но мало

страшно не люблю (в основном потому, что сама грешна, утащила  от ахматовой, которую в отрочестве почитала пуще многих) стихи, которые начинаются с союзов. («и солнце играло в лужах и волосах. и ты смеялась, голову наклоня»). вообще - предложения, которые начинаются с союзов. как и глагольная рифма - в больших количествах не айс.
была недавно дискуссия на тему союза а. я не знаю, как это объяснить. на мой взгляд, союзы хороши для связки простых предложений внутри сложных. и хороши именно в их середине. если предложения коротки, лучше объедините и закатайте вглубь, если и так велики – думайте. ибо это так же режет, как и предложения, начинающиеся с потому что

грамотность. стихи должны быть грамотными. функция поверки орфографии  сейчас во многих программках есть – не игнорируйте. опять же, стиль неплохо бы выдерживать. никаких надысь, да? надысь, засим, ибо в стихах про «я помню чудное мгновенье» неуместны.

как-то так. повторяюсь, это личные тараканы и загоны, то, что пытаюсь убирать у себя. хотелось бы вашего послушать

0

3

на досуге думала и пришла к выводу, что в некоторых стихах присутствует вымученность и искусственность: это когда тебя прямо рвет мыслями и ощущениями(не словами), но в стихи они не складываются(слов-то нет!), и ты их комплектуешь-комплектуешь, пытаешься рифму присобачить, а слов-то подходящих не находится, обороты не складываются, получается нечто неестественное.
ммм... много кто прибегает к стихам как к самотерапии и думает, что, выразившись стихотворно, удачно выплеснет накопившееся в душе. в общем, и правда - выплеснет, переживет, переработает, но само произведение при этом может не быть удачным.
тогда лучше просто в тетрадь прозой записать или в дневник заметкой.

в общем, такие вещи чувствуются при прочтении. имхо, замученные стихи лучше подержать за пазухой.

0

4

Талестра написал(а):

в общем, такие вещи чувствуются при прочтении. имхо, замученные стихи лучше подержать за пазухой.

а если в порыве вдохновения они всё таки вымучатся?
самотерапия это здорово, пока не начнут плодить стопицот розовых соплей, тогда это ад и вертеп!

хотя стопицот разовых смертей тоже наверное не комильфо

Отредактировано Эдвард Руки-Ножницы (2010-12-23 12:34:11)

0

5

Эдвард Руки-Ножницы написал(а):

а если в порыве вдохновения они всё таки вымучатся?

мм...наверное, я имела ввиду тот случай, когда вы их замучали, но толком не выразили, что хотели. ни по форме, ни по содержанию. когда слова рассыпаются, а стих кажется пустым.
у меня сейчас трудности с краткостью и точностью :)

0

6

Талестра написал(а):

имхо, замученные стихи лучше подержать за пазухой.

да, и такое тоже

0

7

А, простите, что с сюжетом? Должет быть, нет? Наборы слов бывают красивыми, но если я, допустим, пытаюсь написать стих, то он же не детской/юношеской неожиданностью должен из меня идти. Задумал, приложил усилия, получил то, чего искал. Такая последовательность.

Я бы и не заикался, но вы больше про форму и технические спотыкушки. Интересно.

0

8

Сюжет на совести автора. И кровяку можно описать прекрасно

0

9

А бессюжетный стих - тоже стих? Некоторые бессовестные авторы делают в каждой строчке по намеку на мысль, а развить не могут или не хотят. Бить их камнями не хочется иногда. А иногда хочется. А иногда они еще какие-нибудь безличные местоимения ближе к концу вводят, и читатели начинают стреляться из какой-нибудь дуракцой травматики. Блин.

Пузик написал(а):

И кровяку

Простите, я не в теме опять.

0

10

Сюжет не является обязательным признаком стихотворения. Говоря строго, признаком стихотворения является разбивка на строки. А если быть предельно точным и предусмотрительным, то стихотворение - это то, что автор считает/называет стихотворением.
Всё остальное - как более, так и менее формальное - по желанию. И по возможностям. Стихи, являясь стихами, при этом могут быть плохими или хорошими. Вот это уже вопрос более сложный.

0

11

крошка бо написал(а):

он же не детской/юношеской неожиданностью должен из меня идти

у некоторых вот так прямо и бывает, да  :smoke:

0

12

Меня в последнее время раздражает жжшная поэзия и какой-то особенный жжшный пафос. Имеются ввиду стихи, которые наверное, многим нравятся, ноя мой мозг, кажется, от них устал. Эти стихи стали своего рода эталоном в последнее время и это мне не нравится. Мне нравятся некоторые авторы (для них это не более чем влияние), а куча подражателей, умных добрых, быть может талантливых - не нравится.

0

13

Радость написал(а):

куча подражателей, умных добрых, быть может талантливых - не нравится.

да, к сожалению
а еще хуже - сама иногда начинаю подражать даже не первоисточникам, а подражателям
зато у меня сопелки и вопилки самобытны! XDDD

0

14

крошка бо написал(а):

А бессюжетный стих - тоже стих?

Бродского почитайте и покажите мне в нём сюжет.

"Звёзды далёкие" и "Белая берёза" Есенина

"Силентио" Тютчева.

"Парус одинокий" Лермонтова....

Ни в одном нет сюжета. (сюжет, то есть - завязка, кульминация, развязка)

0

15

Вопрос к фил-образованным. А трактовать сюжет просто как последовательность событий без завязок и кульминаций можно?

0

16

Радость написал(а):

не более чем влияние

Радость написал(а):

куча подражателей

Если я чувствую себя комфортно в своем подражании, то разрешаю себе подражать и предпочитаю называть это влиянием. Если я мню себя абсолютно отдельной сущностью, то неизбежно проваливаюсь в беспросветный и безобразный аутизм. Возможно, конечно, это исключительно личная моя особенность.
Как отличить кучу от не-кучи?

0

17

Сюжет - это и есть события, ход событий, развитие действия (учебник листаю).  "Сюжет состоит из следующих элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка" (с)

То есть нет, нельзя, с точки зрения учебника "Основы литературоведения".

0

18

Да, кстати, в поэзии сюжет - вообще достаточно редкая штука, насколько я понимаю, и характерен скорее для всяких лироэпических штук типа поэм и пр.

0

19

Сюжет - это и есть события, ход событий, развитие действия (учебник листаю).  "Сюжет состоит из следующих элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка" (с)

Хорошо. Представим себе стихотворение о том, как Вася идёт в школу. Просто идёт. Есть в нём сюжет?

0

20

(важно не путать сюжет и смысл, а то я уже начала)

0

21

тогда могу сказать, что из сюжетных коротких форм (не поэмы и не сказки пушкина) навскидку вспомню только г-на асадова. и не сказала бы, что мне такая сюжетность особенно ня. кажется, стихи все чаще имеют собой только выдранный элемент действительности здесь и сейчас. иначе это уже что-то не то. более того - проза стремится нынче к тому же
возможно, крошка имела в виду как раз смысл, тему и основую идею?

Отредактировано Пузик (2011-02-13 13:03:54)

0

22

Что значит "просто идет"? Стихотворение описывает процесс ходьбы? Или эмоции Васи в процессе?
Если первое, то процесс, очевидно, когда-то начался и чем-то закончится. Алсо, в сюжете некоторые компоненты могут опускаться. Вот взял автор и забил на развязку - сами додумывайте. Или экспозиции нету - нафиг не нужна.
Если второе, то мы имеем классическую лирику без намека на сюжет.

0

23

Стихотворение описывает процесс ходьбы?

Именно.

Если первое, то процесс, очевидно, когда-то начался и чем-то закончится. Алсо, в сюжете некоторые компоненты могут опускаться. Вот взял автор и забил на развязку - сами додумывайте.

Окей. Стих только про то, что Вася идёт. Ни начала, ни конца. Сюжет (формально) есть?

0

24

Хм. Я, видимо, не сильна в абстракции.
Впрочем, получается так: событие есть - следовательно, сюжет есть.

0

25

Впрочем, получается так: событие есть - следовательно, сюжет есть.

Вот я тоже так подумала вначале. А потом подумала, не впадаю ли я в

(важно не путать сюжет и смысл, а то я уже начала)

:huh:

0

26

предлагаю сойтись на том, что сюжетность рассказа и прочего эпоса - по учебнику - с кульминацией и развязкой и прочим. а сюжетность стиха - какие-либо действия, направленные вовне (или в том числе вовне, но еще и вглубь). впрочем, тогда выпадает большАя часть того же бродского, у которого описательная часть сильна, а свои действия он описывает как нечто не свое "идешь, глядишь, думаешь". хотя, свои же описывает. все верно

0

27

Не, я опять лезу спорить (или я не совсем поняла Машу). Если ЛГ идет и размышляет/чувствует в процессе, то это лирика как она есть. Если же описываются некие внешние события в поэтической форме, то это лироэпическое... эээ... произведение.

Вот мое любимое Бродского, где "Я сижу у окна, я помыл посуду, я был счастлив здесь и уже не буду..." - событие типа есть, "сижу", "помыл" и тд, однако сюжета - нет. Лирика.

0

28

ну вот смотрите, по мне сюжетность лирики и сюжетность эпоса - разное.
в эпосе: вася услышал про награду в полцарства за спасение девицы, нашел адекватные или не очень методы, способы, составил план, пошел - и спас.
в лирике: вася услышал про награду, порефлексировал, обдумал варианты, пропустил через себя, подумал, как могло бы быть - вариант первый.
вариант второй лирический: вася в процессе спасения девицы и отрубания одной из голов горынычу. стоп-кадр. вася рефлексирует, обдумывет врианты, надо ли? как это обернется для человечества? может, горыныч лучше девицы?
вариант третий лирический: вася получил полцарства и девицу-склочницу. подвигги далеко позади, с девицей развелся, царство пропил. вася рефлексирует и вспоминает.

и все три варианта - сюжет, но сюжет не от и до, а фрагментами, флешбэками, намеками и догадками. как-то так

а когда вася сидит и страдает без всякого намека на хоть какое-то действие, а просто: и скучно, и грустно, и некому руку подать - это бессюжетная лирика. ну или с не столь явным сюжетом

а вот у асадова какое-нибудь "ему постоянно с ней не везло" - слишком для лирики сюжетно. хотя и не столь выписано, как в эпосе

за величание Машей спасибо. прыятна

0

29

Пузик написал(а):

за величание Машей спасибо. прыятна

Это был сарказм? *чувствую себя Шелдоном

0

30

Sandrrro написал(а):

Это был сарказм?

какой сарказм? мне правда приятно, тем более, что вы на форуме недавно. мое чсв торжествует, короче
вы мне про сюжет лучше напишите. раз уж начали. зря я что ли тут стишки про васю писать начала?

0


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Мастерская » как _не надо_ писать стихи