Литературный форум Белый Кот

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » О литературе » Тема для накопления опыта.


Тема для накопления опыта.

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

По части написания, оценивания, проработки.
Ну и, может, кому-то пригодится, чтобы разобраться в себе.
Вероятнее всего, это будет солянка сборная, пополняемая бессистемно.

Предполагаю собирать здесь цитаты от живых, современных, имеющих отношение к литературе, людей по поводу творчества, редактуры и критики – вообще и в частности.
Обсуждения и рассуждения приветствуются. Выводы – тоже. Дележ личным опытом – тем более.
Цитаты можно брать отовсюду, в том числе и на этом конкретном форуме.

NB! Кто бы и кого ни приводил в пример, кого бы ни цитировал, прошу не считать это требованием к поклонению цитируемому автору, его позиции, его мнению. Ну и, цитируя, сами не требуйте.

Отредактировано Талестра (2011-01-19 18:20:15)

0

2

начну с того, что мне показалось полезным из найденного на форуме:

1.О подходе критиков:

Фёдор Сумкин написал(а):

То что я вынес из общения с людьми более профессиональными, чем мы все, в литературе.
1. Они не ставят оценок, они делят на "пишут как миллион", "пишут как 1000", пишут как "100" и "не пишут". Они никогда не разбирают стихи построчно, не смотрят на форму, если она не цепляет глаз, не ищут отсутствие или присутствие смысла. Максимум - могут оценить мысль или идею на уровне - было/не было, глубоко/не глубоко.
Ориентируются во многом на "многословность" и "избыточность" образов.

Фёдор Сумкин написал(а):

Выпытывание информации у Никиты Васильева, молодого литературного критика.
Фёдор:
У нас нет ни одного профессионала на форуме, а если бы были, как бы они рецензировали? Как можно научиться грамотно рецензировать? Хочется роста и хочется помогать в росте другим. Что скажете? *образец форумского разбора стихов могу прислать*
Васильев:
Хм. Анализировать технику в свете авторского замысла. Для начала. Удалось ли автору решить задачу выбранными средствами.
И - потом - поместить в общий контекст русской поэзии. чтобы не изобретать велосипед.

Фёдор:
%) Я, как профан, мозг сломал сразу, может подкинете ссылочку на подобную критику?
Чтобы было нагляднее?
Васильев
Хм. На примерах тоже можно мозг сломать.
Для чего писался текст? что хотел выразить или изложить автор? Какими средствами он собирался этого достигнуть? Удалось ли ему это?
Разбор средств - в принципе, в мое врем этому учили в школе, анализ стихотворения называлось - в облегченной форме, конечно. И посмотреть на этот анализ в свете цели.
Потом - сравнить с классиками и современниками.
Фёдор:
Кого из критиков посоветуете почитать в качестве образца анализа?
Васильев:
Лотман. Из современной критики... Рецензии на портале Опенспейс.

2.немного о критике и о значимости авторов. на капслоке не циклимся...
нарытое в контакте по ссылке, любезно предоставленной Морлот(кстати, не знаю, читала ли она сама, что там по ссылке было):

Дмитрий Дзюмин написал
20 апреля 2009 в 18:37
а о современной литературной критике часто говорят, что её не существует, но тут даже дело не в этом, думается ( всё - таки какая - то более -менее квалифицированная критика есть.. ), а в том,
что критика подчас принимает странную расплывчатую форму, на критику и непохожую. Как пример, критический отдел Нового Литературного Обозрения, где критики текстов, как таковых и нет.. Литературоведы берут на себя обязанности критиков, но почти всегда не отделяют объект и предмет литературоведения от объекта и предмета критики, и пишут такую критику текстов, как будто хотят их исследовать)) а не критиковать...а критик, мне кажется, он потому и критик, что признаёт субъективность своей позиции..чего литературоведу всё же признавать не полагается))) ( псокольку к какой - то объективности он как учёный стремится )..

и нередко происходит так, что человек, весьма далёкий от литературы чувствует литературу намного лучше человека со степенью доктора филологических наук или громадным стажем в лит.тусовке...
как это ни парадоксально...)

не кажется ли вам, что это какая -то изначальная ОТКРЫТОСТЬ ПОЗНАНИЮ? ( которая, может быть, формируется в детстве )...

Владимир Антипенко написал
20 апреля 2009 в 19:07
У Выгодского ("Психология искусства") очень чётко всё изложено, да и много есть литературы по этому делу, где уже всё давно "объяснено"... как стихи воспринимаются в конкретном обществе, в кружке, в социальном слое))...в конкретное время (исторически) и т.д. У любого "сборища людей", будь то ЛИТО или ТЕАТР ПОЭТОВ или МЫ с ВАМИ... в процессе общения вырабатываются свои вкусовые пристрастия и они и определяют субъективное "понимание" какой должна быть современная поэзия... И это хорошо! Потому-что из спектра "пониманий" на мой взгляд и должна формироваться ЗДОРОВАЯ КРИТИКА...А автор, потому и АВТОр, что он принимает окончательное решение - какой быть его поэзии)))
Может сейчас ещё не родились, те люди - "ценители" его поэзии")))...
Есть мнение противоположное...Что если сейчас твои стихи никому не нужны ...АВтОР убей себя сам! .... Это парадокс, но это так! И тут встаёт вопрос о ЛИЧНОСТИ и ИСПОЛНЕНИИ СВОЕГО НЕПОНЯТНОГО ТВОРЧЕСТВА ВСЛУХ... Тогда энергетика звука-ритма-смысла-образа "живьём" действует на человека слушателя и через АВТОРА слушатель-зритель вдруг ощущает это воздействие ПОЭЗИИ)))
Маяковскому говорили рабочие завода (он сам об этом писал), что они не могут читать его стихи...не понимают...а когда он сам исполнял...здорово и понятно...ПОЧЕМУ?...Потому-что они выросли на других стихах... читая с листа " Маяковского, они внутри ничего не ощущали))))

Я имел ввииду настоящий порыв звучащего слова, а не эпатажные выпендрёжи)))) они кстати тоже нужны ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ТЕХ КОМУ ЭТО СОВСЕМ ДО ФЕНИ...ЕСЛИ В ОБЩЕСТВЕ ПРИНИМАЕТСЯ БОЛЬШИНСТВОМ ТАКАЯ ФОРМА МАССОВОГО ПРОСМОТРА ЧЕГО-ЛИБО - ПОЭТЫ ТОЖЕ ДОЛЖНЫ НЕ ОТСТАВАТЬ И ОТНОСИТСЯ К ЭТОМУ ВЕСЕЛО И ЗАДОРНО))))

Отредактировано Талестра (2011-01-19 18:14:23)

+1

3

Андрей Графов, журналист, редактор, переводчик:

Цензура дебюта
Цензура дебюта - очень полезная штука для художника. Когда ты только выходишь на рынок, тебе приходится так или иначе ограничивать себя в самовыражении. Заслужив имя и статус, ты можешь делать, что хочешь, - и тут кроется огромный соблазн, с которым не все способны справиться.
Тарковский в начале карьеры действовал в условиях не только советской цензуры, но и пресловутой цензуры дебюта. Поэтому "Иваново детство" нравится не только его поклонникам, но и многим людям, которым его "фирменный" стиль совсем не близок. А вот поздние фильмы, где он развернулся на полную катушку, - это сильно на любителя.
У Германа это еще более четко, даже на уровне техники. "Проверка на дорогах" - объективно сильное кино, как ни относись к автору. В фильме "Мой друг Иван Лапшин" камеру начинает заносить. Ну а монструозный внутрикадровый монтаж в ленте "Хрусталев, машину!" - понравится только ортодоксальным поклонникам режиссера.
Мораль: самое плохое, что может случиться с художником, - это когда ему становится ВСЕ МОЖНО. Некоторых блоггеров это тоже касается.

0

4

Цензура дебюта

Очень интересно!

0

5

о форме, содержании, смысле.
Константин Арбенин, поэт, драматург, автор-исполнитель:

тенденции в поэзии - это на здоровье. Главное, чтобы за формой не пропадало содержание. Для меня поэзия - это не рифмованность, не размер, не форма и не звучание, - это, прежде всего то, что заложено в содержании, мысль и чувство. Если этого нет, то и самая изысканный размер не спасёт. А если есть – то и рифма совершенно не обязательна.

Как читатель (а я, прежде всего, читатель) я считаю, что книга захватывает благодаря двум вещам: во-первых, если в ней описана знакомая читателю жизнь, его собственная узнаваемая жизнь - даже когда это сказка или фантастика, достоверность жизненных реалий очень важна; а во-вторых, в книге должны быть герои, которые бы служили примером для подражания. Это два основных свойства хорошей литературы - жизненность и воспитание души.

0

6

Радость написал(а):

Очень интересно!

постараюсь еще что-нибудь из Графова найти, ибо тоже считаю, что там есть много интересного.

0

7

а это так, к слову.

Ник Нечаев, писатель, редактор:

случайно вот такое
надо бы об этом подумать

Книжки — по крайней мере сейчас — в основном пишут из желания продемонстрировать эго и из желания «отдаться сюжету» (тут ещё уместна мода, но это и так ясно). Мало кто действительно ГОВОРИТ с читателем. Мало кто действительно транслирует мысль. Мало кто действительно хочет сказать что-то важное, прожитое, мало кто делится.
Настоящая литература должна ДЕЛИТЬСЯ.

0

8

Прочитал. Арбенин тут лишний, имхо.

0

9

Фёдор Сумкин написал(а):

Арбенин тут лишний, имхо.

да, потому что ничего нового не сказал.
и - нет, потому, что - мне кажется, сказал все-таки важную вещь и понятными словами.

я нашла его слова полезными, поэтому тоже включила.
ну и грешна, каюсь, не обошлась без своих кумиров

0

10

Талестра написал(а):

сказал все-таки важную вещь и понятными словами.

Ликбез. При чём совершенно такой средний. Я бы мог то же самое теми же словами сказать, например.

Талестра написал(а):

ну и грешна, каюсь, не обошлась без своих кумиров

Да-да ^__^

0

11

выжимка из интервью Даны Сидерос( aka IIIytnik, Мария Кустовская, в тексте - М.К., М.Р. - интервьюер Миша Рудин), потырено отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/3306911/post174727613/

Шутки кончились

М.Р.: Зачем сейчас нужно печатать сборник своих стихов? Востребовано ли это? Есть ли сейчас читатель?

М.К.: Книга сейчас и книга в начале прошлого века — это два разных предмета. Раньше книга, нет, не только книга, а вообще печатное издание было единственным источником информации. Сейчас это почти ритуальный предмет, принимающий на себя разные функции в зависимости от того, какие у кого ритуалы. Книга перестала быть обязательной. Если я хочу читать какого-то автора, я могу не покупать книгу, а пойти в сеть и найти там всё, что он выложил. А книга — это произведение искусства, элемент статуса, предмет коллекционирования, фетиш, если хотите.

М.Р.: Есть ощущение, что с этой книгой какая-то веха закончилась?

М.К.: Очень громко звучит. Что-то кончилось, несомненно. В первую очередь, игра «угадай, кто я».

М.Р.: В книгу вошли все написанные тексты или выборочно?

М.К.: Выборочно, конечно. Хотя, если сравнивать с ЖЖ, то довольно большой процент. Я просто далеко не каждое выкладываю. Текстов, которых не было в интернете, в книге нет. И есть тексты, которые опубликованы в интернете, но не вошли в книгу. Потому что хуже остальных. Странно вообще публиковать всё. Это интернет – свалка, а в книгу обычно стараются отбирать лучшее.

М.Р.: Был лимит текстов или какие-то не вошли, потому что просто плохие?

М.К.: Нет, не было лимита, просто не вошли. По разным причинам. Что-то технически плохо, что-то содержательно странно, что-то мне само по себе не нравится. Про плохие тексты всё очень просто: если ты его написал — это хороший текст, а если он тебя — то плохой.

1kniga

Мой балаганчик, где я барабанщик

М.Р.: Бывает, что кому-то очень нравится текст, который вам кажется плохим, какие у вас от этого ощущения?

М.К.: Ну какие тут могут быть ощущения? Стыд, конечно, и неудобство. Обманули хорошего человека.

М.Р.: Не странно ли, относительно плохих текстов особенно, что текст читателю важней, чем автору? Люди же что-то через это чувствуют.

М.К.: Люди могут чувствовать через что угодно, они так устроены. Если им подвернулся мой текст, и они решили об него почувствовать — я вряд ли могу этому помешать.

М.Р.: И Вы не работаете на аудиторию?

М.К.: Нет, я же не центральный канал. Если Вы о том, пишу ли я что-то, что стопроцентно понравится читателям, то нет, не пишу. И не потому, что не хочу, а потому, что для меня каждый раз загадка, почему тот или иной текст кому-то нравится. То, что нравится мне, обычно получает мало комментариев и половина из них — в стиле «нууу, что-то вы в этот раз как-то не так».

М.Р.: Есть кто-то, чье мнение важней других? Главный критик?

М.К.: Главного критика нет. Иногда я слушаю разных людей, если они говорят что-то стоящее. Мне приятно, когда мои тексты нравятся поэтам, которых я считаю хорошими.

<...>

М.Р.: Стихи — более личная вещь, чем проза?

М.К.: О, да.

М.Р.: А прозу пишете?

М.К.: В стол. Не хочу пока выкладывать, она меня не устраивает. Я держу многое в столе, но не навсегда, а до тех пор, пока оно не станет меня устраивать. Потом опубликую, если пойму, что можно.

М.Р.: То есть все плохое проходит переработку и становится хорошим? А Вы свои тексты правите после публикации в блоге?

М.К.: Правлю, конечно. В книге некоторые тексты очень сильно правленные. Будет время — переправлю всё в журнале на книжный вариант.

М.Р.: То есть в книге другие варианты? Возможна ситуация, что человек приходит перечитать любимый текст через полгода и видит, что он другой?

М.К.: Что значит «другой»? Может наткнуться на то, что несколько строк изменились, или строфа исчезла. Не другой — более отточенный. Смысл остается тот же, но выражен более четко. С моей точки зрения, естественно. Отчасти, книга и нужна затем, чтобы больше не править. Зафиксировать и отпустить. Иначе это бесконечный процесс.

Отредактировано Талестра (2012-01-29 12:49:56)

0

12

Не люблю это слово, но тут оно подходит. Автор сделал ужасное начало, там с середины интересно. У меня тоже так постоянно - расписваюсь, сперва херня идет, а потом уже лучше и лучше.
Вы читали Пушкин Бег к вершинам мастерства?

Нет, не читал :) Читаю Кинга, "Как я стал писателем".

0

13

Фёдор Сумкин
Вы про Стивена Кинга? Я читал "Как научиться писать".
Было плохое настроение, пошел купил книжку. Она сейчас на старой квартире валяется. Надо бы нанести визит вежливости, забрать, что еще не забрал.
Там же толстенький "Ожегов Словарь". Когда нета под рукой не было, листал... столько прекрасных воспоминаний...
Еще была работа Веллера "Гуру". Читали?

0

14

AscarD200
подозреваю, это просто варианты перевода :)

Веллера читал только что-то одно, мне не понравилось. Стоит?

0

15

От Кассандры меня самого мутит. Просто её я читал лет в 12-14, было прикольно. Но уже в 16-17 стало подташнивать. Сейчас и вовсе воротит.
Но вот Гуру я всё-таки осмелюсь советовать
http://www.erlib.com/Михаил_Веллер/Гуру/1/

0

16

Посмотрим ^___^

0


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » О литературе » Тема для накопления опыта.