Литературный форум Белый Кот

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Проза » Без четверти пять


Без четверти пять

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Музыкант

Музыканта знали все. Каждое утро он приходил на площадь перед вокзалом, вставал около старинного чугунного фонаря и доставал из потёртого футляра свою скрипку. И начинал играть. Играл без перерыва, одна мелодия сменяла другую, а мимо проходили встречающие, провожающие, отъезжающие, носильщики с тяжёлыми чемоданами, торговки пирожками и газированной водой с сиропом...Иногда мальчишки кидали в скрипичный футляр мелочь, которую им давали на леденцы; случалось, что какая-нибудь нарядная путешественница давала своему ненаглядному чаду пригоршню мелочи или даже новенькую хрустящую бумажку - и ребёнок радостно подбегал к музыканту с таким выражением лица, как если бы кормил диковинную зверушку в зоопарке.

Впрочем, все в городе знали, что без четверти пять музыкант играет свою последнюю мелодию - удивительно грустную и простую, никому не знакомую, убирает скрипку в футляр, поправляет свой клетчатый шарф - и оставляет пригоршню монеток на ступенях вокзала. Вечером пришедшие погреться нищие смогут купить себе тарелку супа и будут торопливо глотать его, а потом дремать в дальнем углу вокзала, пока дворник или смотритель не прогонит их прочь. Ни одной монетки не оставлял музыкант себе - и тем не менее прохожие кидали монетки в футляр, потому что так положено, так заведено, и не им менять и перекраивать этот мир.

Зимой ли, летом - музыкант всё время ходил в одном и том же сером драповом пальто, изрядно потёртым на рукавах и с разными пуговицами: красная, синяя, коричневая, серая, чёрная. На голове он носил грязновато-серый берет и повязывал шею клетчатым тёмно-красным шарфом. В дождь он, как водится, раскрывал над головой большой чёрный зонт, а скрипку прятал под пальто, кутая её, как ребёнка.

Жил музыкант в маленькой комнатушке в домике на окраине города. Комната была на самом верхнем этаже, крыша протекала, а зимой на стенах намерзала изрядная наледь. В комнате была кровать, стол, стул и железная печка. И больше ничего. На окне стоял куст герани и птичья клетка, в которой беззаботно посвистывал старый дрозд Карл Иванович. целыми днями дрозд свистел: "Фи-и-и-липп! Фи-и-и-липп! При-и-иди! При-и-и-ди! Ча-а-ай пить! Ча-а-ай пить! С са-а-ахаром! С са-а-ахаром!" На столе лежала папка с нотами и в треснутом блюдце стоял огарок свечи.

Вокруг дома был небольшой садик, в котором всегда пели птицы. Дело в том, что каждое воскресенье музыкант чистил до блеска свои ботинки и отправлялся на городской рынок. Там он покупал кое-какую провизию, а после отправлялся в ряды птицеловов и покупал певчих птиц, на сколько хватало денег. Придя домой, он открывал тесные клетушки и выпускал этих птиц. Некоторые тут же отправлялись к своим гнёздам, но для большинства где встретил новый день - там и дом, так эти птицы и оставались в садике возле музыкантова дома.

Иногда музыкант выпускал и Карла Ивановича. Тогда дрозд садился на створку открытой форточки и невозмутимо продолжал свистеть своё "Фи-и-и-липп! Фи-и-и-липп! При-и-иди! При-и-и-ди..."

Так было изо дня в день, из года в год. День сменялся ночью, зима летом, приходили и уходили поезда, курс доллара то повышался, то падал, иногда случались инфляции, революции, войны, но впрочем, довольно быстро всё возвращалось на круги своя. Музыкант играл, дрозд свистел, городок жил.

0

2

Пуговица

Она была уже не ребёнок, но ещё не взрослая. Как никто другой, она знала, что всё в мире зыбко и непостоянно, и вечны лишь она, Талант - её весёлый покровитель и вечный спутник да их облезлый чёрный чемоданчик. Все немногочисленные сокровища чемоданчика она тоже помнила преотлично: её некогда ярко-розовое , покрытое блёстками полинялое трико с коротенькой невесомой юбчонкой и большим тряпичным цветком на груди, "парадный костюм" Таланта - чёрный фрак и старенькие брюки в мелкую полоску, на которых она перед каждым выступлением с вечера отглаживала умопомрачительно прямые стрелки, плетёный тряпичный коврик, железный кофейник, складной утюжок да старый будильник. Весь их багаж, вечный - потому что такие вещи уже настолько стары, что дальше стареть, ломаться, истлевать уже некуда, вор на них вряд ли позарится, а теряться такой рухляди не свойственно.

Они путешествовали из города в город - то поездом, то попутными авто или подводами, а то и вовсе пешком, выступали в провинциальных театрах и захудалых цирках, вокзальных кафешках, а в тёплое время года случалось, что и просто на улице. Ночевали в дешёвых гостиницах, комнатушках, на вокзалах, иногда там же, где и выступали, в какой-нибудь подсобке...Всё вокруг менялось, как диковинные живые декорации, и даже имена их были ненастоящими и временными. Талант - так прозвали его когда-то давно, так давно ,что он и сам это помнил смутно, он в свою очередь однажды шутя назвал свою спутницу Пуговицей - да так это к ней и пристало. Истинные свои имена они помнили плохо и помнить боялись - имена рождают осёдлость, тягу к дому, к той земле, где когда-то кем-то были дадены.

У Пуговицы были чуть рыжеватые, коротко подстриженные волосы, курносый нос, россыпь веснушек на бледном лице. Раскосые серые глаза глядели всегда открыто и чуть с хитринкой. Надевала она обычно грубое шерстяное платье тёмно-коричневого цвета и толстые серые рейтузы. Стоптанные старые полуботиночки, некогда красивые, ладненькие, с аккуратной шнуровочкой совсем разваливались и были безбожно малы, так что девочка давно подумывала найти им замену. В холода Пуговица одевала поверх платья белую овчинную жилетку, обшитую по краю цветной тесьмой, и заматывалась в огромный зелёный шарф. Тогда случалось, что какая-нибудь торговка пирожками протягивала ей пару-тройку пышущих жаром сдобных булочек и сокрушённо качала головой.

Впрочем, в последний год взгляд торговок выражал чаще осуждение и даже порой презрение, чем жалость, а молодые (и не очень) кавалеры, напротив, стали уж чересчур часто бросать на Пуговицу заинтересованные взгляды. Понять причину этой перемены девочка не могла и предпочитала сторониться всех посторонних.

Отредактировано Цицинатела (2011-01-30 19:53:34)

0

3

Девочка из ниоткуда

Они появились неожиданно, незаметно. Просто вдруг однажды оказалось, что в маленьком заброшенном домике возле причала живут двое, мать и дочь. Мать шьёт горожанкам платья на заказ, а чаще перешивает старые. Дочь мастерит кукол и зверей из обрезков ткани и целыми днями неподвижно сидит на старом причале, будто ждёт кого-то. Причал давно обветшал и того и гляди рухнет, лишь иногда рядом можно увидеть рыбацкую лодчонку или где-то вдалеке промелькнёт белая яхта каких-нибудь отдыхающих. Да ещё, случается, какая-нибудь древняя плавучая развалина, ревущая и коптящая, пристанет на денёк-другой чуток подремонтироваться и отдохнуть от вечной качки. Впрочем, это уже событие исключительное, о таком в приморском селении вспоминают потом неделями.

Здесь всё было другое: климат, дома, наречие, даже сам облик людей. Как водится в благодатных тёплых краях, жители селения были смуглые и загорелые, румяные, с большими блестящими чёрными глазами, полными жизни. Эти же двое - светловолосые, болезненно-бледные, испуганно глядящие на всякого проходящего мимо. Здешняя жизнь была им, верно, не в новинку, девочка, как говорили, и вовсе родилась в этих краях, и всё же эти двое прослыли в селении чужаками. Не такими, которых сторонятся и предпочитают не иметь с ними дела, а такими, которых стремятся приютить и обогреть, защитить от неведомых бурь, их сюда забросивших.

Да сказать по правде, появлению их не особенно удивились. За последнее время происходило столько неурядиц, что теперь кто угодно мог оказаться где угодно. Тем более, что эти двое ничем примечательным не выделялись, жили, как все живут, растили возле дома маленький - в две грядки - огородик и пару-тройку тощих виноградных лозин...Каждую субботу мать и дочь отправлялись в ближайший городок на рынок, и покуда мать считала мелочь и ругалась с торговками, девочка впитывала в себя жизнь со всем её шумом, топотом прохожих, треском ящиков, криками торговок, бранью подвыпивших мужиков; она растворялась в запахах подгнивших фруктов, склизкой рыбы, дорожной пыли, моря, солоноватого домашнего сыра, диковинных жёлтых цветов, что росли здесь повсюду...Вставала на цыпочки, вытягивала тощую шею, пытаясь поверх ларьков, палаток, поверх низеньких домиков с плоскими крышами увидеть море. Здесь, в городе, наверняка есть большой причал, куда приходят большие белые пароходы.

Девочка не знала, что и в город пароходы не приходят вот уже много лет, а в порту встречаются только туристические прогулочные катерки да ржавые посудины "местного сообщения". И оттого девочке было, что ждать и для чего жить. Потом мать давала ей в руки какой-нибудь свёрток, брала за руку и они отправлялись домой, шить платья и встречать пароходы.

0

4

Кофе с корицей

Поезд уходил в даль и в ночь. Талант сидел на краешке нижней полки, подперев руками голову, Пуговица лежала рядом, свернувшись калачиком, с чемоданом в изголовье. Им страшно повезло попасть на этот поезд; одна проводница (Пуговица про себя окрестила её Мегерой), длинная и сморщенная, как сухая палка, наорала на них, мол, "нечего ездить, коли денег нет, сидите дома, живите, как все нормальные люди живут". Пуговица и Талант уже было развернулись, чтобы уйти прочь, но вторая проводница, круглая и румяная, как французская булочка, окликнула их. В вагоне молча указала им свободное место и напоследок даже улыбнулась Пуговице.

Девочка всё ещё опасалась, что Французской булочке за такую самодеятельность крепко достанется от Мегеры, их же просто-напросто высадят на следующей же станции, да ещё хорошо если просто выпроводят вон, а не заставят платить штраф. Но до следующей станции было ещё несколько часов пути, Мегера, судя по всему, крепко спала, а Французская булочка разносила чай пассажирам.

В вагоне уже погасили свет, когда Французская булочка снова подошла к ним и легонько тронула Пуговицу за плечо.
- Деточка! - проворковала она, - вы кажется совсем озябли. Хотите чаю? Горяченького, с сахаром...
Сонная Пуговица вопросительно посмотрела на Таланта. Денег на чай у них, понятное дело, не было, однако прямо об этом сказать Пуговица не смела, а изобретать какие-то отговорки не умела.

Французская булочка, кажется, тоже заметила её взгляд и прекрасно его поняла.
- Деточка, - как-то даже чуть обиженно сказала она, - ежели у меня в вагоне едет какая-то разряженная фря, у которой на полвагона вещей, да  толстенькие крикливые детишки и какая-нибудь собачонка, я говорю ей: "Не хотите ли чаю?", и это значит, что она купит чаю на всю свою ораву, да ещё к чаю каких-нибудь вафелек, а потом и вовсе попросит принести ей что-нибудь из вагона-ресторана, потому что идти ей туда со всем хозяйством недосуг. А ежели я вам сейчас говорю "Не хотите ли чаю?", то это может значить только то, что вы замёрзли, как цуцыки и горячий чай вам просто жизненно необходим, но сами вы никогда не посмеете даже подумать об этом, не то что спросить. И всё.
- И всё... - растерянно повторила за ней Пуговица, - а знаете что? нельзя ли нам вместо чаю кофе?

Это было ,конечно, неслыханной дерзостью, но Французская булочка только улыбнулась - и через несколько минут Талант и Пуговица уже держали в руках по стакану - классическому поездному стакану с железным фигурным подстаканником - ароматного кофе.

- Послушай, Талант, - обратилась Пуговица к другу, - у меня тут оставалась пара монеток и я перед отъездом купила пакетик корицы...в той лавке, напротив гостиницы. Говорят, кофе с корицей - это очень вкусно! Ты пробовал когда-нибудь?
И не дожидаясь ответа, Пуговица сыпнула в чашки немного пряности.

Талант грустно посмотрел на ней и чуть заметно покачал головой:
- Ты становишься хозяйкой, девочка...Это скверно. Это чертовски скверно при нашей-то жизни...

0

5

Цицинатела написал(а):

В холода Пуговица одевала поверх платья

надевала)

Цицинатела написал(а):

Девочка не знала, что и в город пароходы не приходят вот уже много лет, а в порту встречаются только туристические прогулочные катерки да ржавые посудины "местного сообщения". И оттого девочке было, что ждать и для чего жить.

Ассоль от начала и до конца)

Цицинатела написал(а):

Французская булочка, кажется, тоже заметила её взгляд и прекрасно его поняла. - Деточка, - как-то даже чуть обиженно сказала она, - ежели у меня в вагоне едет какая-то разряженная фря, у которой на полвагона вещей, да  толстенькие крикливые детишки и какая-нибудь собачонка, я говорю ей: "Не хотите ли чаю?", и это значит, что она купит чаю на всю свою ораву, да ещё к чаю каких-нибудь вафелек, а потом и вовсе попросит принести ей что-нибудь из вагона-ресторана, потому что идти ей туда со всем хозяйством недосуг. А ежели я вам сейчас говорю "Не хотите ли чаю?", то это может значить только то, что вы замёрзли, как цуцыки и горячий чай вам просто жизненно необходим, но сами вы никогда не посмеете даже подумать об этом, не то что спросить. И всё. - И всё... - растерянно повторила за ней Пуговица

чудесный кусочек)
понравилось в той или иной мере все. здорово, что в одной теме. у вас чудесная проза, ничуть не хуже стихов. и даже больше поэзия, чем стихи. язык ваш завораживает и всячески приятен.
по мне - очень уж сказочно и небылишно, но тут на вкус и цвет. а вот писать вам определенно стоит

0

6

Я очень извиняюсь, что отвечаю не всем и не сразу, чёртов билайн еле фурычит, предыдущий пост с третьего раза отправила

так что да простит меня многоуважаемая публика, но я без цитат и прочей красоты.

В одной теме - потому что одна история, как бы из отдельных частей. И ждите продолжения, буду выкладывать, как только будет возможность, в крайнем случае Ксюше перешлю, она выложит.

Это не совсем чтобы сказка, скорей такая аллегория по принципу детских фантазий, когда всё, что видишь вокруг, слышишь в разговорах, читаешь в книжках, сплетаешь в один клубок, и оно там всё живёт в своём мирке. Потому и небылишно.

Очепятку постараюсь исправить, ежели гадкий интернет меня не пошлёт нафих

0

7

а мимо проходили встречающие, провожающие, отъезжающие, носильщики

А почему приезжающие обделены? :-)

Впрочем, все в городе знали, что без четверти пять музыкант играет свою последнюю мелодию - удивительно грустную и простую, никому не знакомую

Если они её много раз слышали, то она уже не незнакомая. Надо как-то переформулировать, наверное.

Вечером пришедшие погреться нищие смогут купить себе тарелку супа и будут торопливо глотать его

На правах придирки: одну. Всегда одну?

В дождь он, как водится, раскрывал над головой большой чёрный зонт, а скрипку прятал под пальто, кутая её, как ребёнка.

Он играл с зонтом или это про его путь (домой)?

А, гм, откуда у скрипача были деньги?.

В целом, уютно и трогательно, буду читать ещё.

0

8

приятный стиль, легкий слог, но надо бы сюжетную канву, чтобы кусочки соединились. вы же ее планируете?

0

9

Ну что ж, порадовало и жду продолжения.  Ну и действительно, соединения кусочков.

Подробно, "по косточкам" (так ты это называешь, верно? ;-) ) разберу позднее, когда с экзаменами разберусь, пока мыслей просто нет...никаких...((

По настроению немного напоминает песни Щербакова, не находишь?

0


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Проза » Без четверти пять