Написано после изучения полной версии сборника Эбеккуева Ханапи Магометовича.
О природе поэзии или что изменилось со времён Снорри Стурлусона.
0. Стихотворением называют четыре строчки (изредка — восемь), зарифмованных 1-2, 3-4. Новая строчка всегда начинается с большой буквы. Не следует забывать и о ритме. Он зачастую важнее всего вообще.
1. Рифмой называется совпадение по крайней мере двух букв в окончании двух слов. Чаще всего этого достаточно.
Примеры:
неплохой-такой-тобой-покой,
понимает-уделяет,
были-жили,
знакомой-любимой,
всегда-иногда-никогда-тогда-навсегда-тебя-звезда.
2. Как видно, иногда автору позволяется новаторство в рифме. Злоупотреблять не следует, применять по вторникам в великой осторожности.
Примеры:
убила-было,
нет-смотреть,
луна-всегда,
честно-спокойно.
3. Существует определённый набор «сильных» слов, которые сочетаются с любыми другими словами, создавая изрядную валентную связь. Применять их можно и нужно.
Примеры:
Слово «такой» (иногда используется краткая форма — так — для сохранения ритма).
***
Я совсем одинок,
Был ко мне звонок.
Двери открыл знакомой,
Очень такой любимой.
Слово «такой» призвано создавать у читателя объёмную картинку впечатлений (не говоря про безупречную сохранность ритма!). Сказав просто «очень любимой» мы показали бы читателю только фас ЕЁ. Или зад с крупом, если это лошадь. Тут же мы видим как бы трёхмерную низкополигональную модель, которую можно вертеть на воображении. Удобно иметь про запас и краткую форму сильного слова.
***
Ты, мой дорогой,
Всегда хороший такой.
Еще с самого утра
Желаю тебе добра.
***
Она родилась красивой,
Очень такой счастливой.
Всегда ей везет,
Так хорошо живет.
***
Он мужчина неплохой,
Очень талантливый такой.
Как любитель, в шахматы играет,
Всегда всех побеждает.
***
Январь себя покажет,
Всем по домам дорогу укажет
Вот он какой,
Очень холодный такой
Как видно, особенно хорошо смотрится это слово в близости от слова «очень», которое тоже может считаться сильным.
Каждому автору следует определить свой набор сильных слов (не более трёх) и смело и эффективно использовать их.
4. Существуют «слова-побратимы», такие, что появление одного из них в стихотворении почти всегда влечёт появление другого.
Пример:
Связка «никогда-всегда».
***
Никогда меня не обижай,
Всегда домой провожай.
Дома редко бываю,
А то еще опоздаю.
Как видно, связка используется для усиления поучительности и законченности. Как всякое предложение должно начинаться с большой буквы, так и заканчиваться оно должно маленькой... точкой. Слова-побратимы открывают и закрывают главную мысль стихотворения.
Как и в случае сильных слов, слова-побратимы должны каждым автором выбираться по вкусу. Особенно хорошо выходит, когда слова-побратимы связаны, помимо прочего, и рифменной связью.
***
Здоровья тебе всегда,
Не падай духом никогда.
Надо беречь себя,
Ты не забывай меня.
***
Человек никогда не теряется,
Крепко всегда влюбляется.
Без любви не может жить,
Ему надо кого-то любить.
5. Писать следует смело. Примеров не будет.
И, немного поэзии.
***
Так удобно села,
Хорошо рыбку съела.
Очень тебе понравилась
И ты с нею справилась.
***
У него сыновья были
Они неплохо жили.
Никогда ни в чем не нуждались,
Всегда хорошо одевались.
***
Собака человека убила.
Жалко так было.
В живых его нет,
Как на такое смотреть?
***
Теперь иди скорей
К родной матери своей.
Она тебя ждет
И хорошо с тобой живет.
***
Вот этот, Антон,
Такой хороший он.
Придет ко мне домой,
И будет жить со мной.
Два последних стихотворения столь прекрасны, что я не берусь их разбирать. Вынесете и вы отсюда то, что ваше сердце позволит.
Отредактировано Twinkle (2011-12-26 21:45:52)