Из Бюллетеня № 9 «В защиту науки»
В.А. Кувакин
Эпидемия шарлатанства в России XXI в.
Информационное пространство в России сегодня настолько многолико, что в нем,
как на грандиозной свалке, можно найти все, что угодно: от вполне пригодных к
употреблению и полезных вещей до опасных для разума, здоровья, жизни и имущества.
Речь о последних шла некоторое время назад в рассылке членов Клуба научных
журналистов. И ученые, и научные журналисты сходятся во мнении, что вопрос о
монстрах псевдонауки остается актуальным, поскольку, как и всякое мошенничество,
околонаучное шарлатанство весьма пластично, прагматично, агрессивно, нацелено на
извлечение прибыли, и, как керосин, проникает в рынок под самыми различными и
неожиданными обличьями.
Одним из серьезных экономических причин живучести лженауки является то, что
рынок не отторгает это уродливое явление. Более того, по своей «себестоимости» и
внешней привлекательности (экзотичность и скандальность, сенсационность и
«понятность» очередного шарлатанского проекта для обывательского сознания)
лженаучные продукты успешно конкурируют с реально наукоемким товаром. Среди
наиболее заметных, вызывающих и социально опасных квазинаучных феноменов можно
назвать следующие:
Отредактировано Twinkle (2012-07-05 15:45:29)