Литературный форум Белый Кот

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Проза » без определенного названия


без определенного названия

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

Блаженной юности наброски, переосмысленные заново. Грамматику прошу вычитать, если осилите стилистику ;-)
Хочу так же мнения, чего не хватает финальному аккорду.

Гладкий и маневренный автомобиль выскочил из-за поворота, заставив такси порывисто вздрогнуть на тормозах.
Водитель любовно огладил дугу руля, неторопливо нажал переключатель и прибавил ходу, а Инмара бросило в запах нагретой кожи и резины, и снова уронило на сиденье.
На противоположном конце машины ссутулилась его жена, рассеянно наблюдающая, как проплывают в окнах пестрые вывески.
«О чем она думает?» - спросил Инмар у медленно пошевелившего губами отражения. Отражение пожало плечами.
«Сомневается? Подозревает? Надеется?» - Инмар наугад выкинул несколько предположений, наблюдая, как Лея в задумчивости водит пальцами по стеклу, и как свет выхватывает то белую полоску воротничка, то мочку уха, чтобы потом они утонули в тени. На ее лице не отражалось и следа беспокойства, лишь отрешенное выражение напоминало о том, что Лея глубоко погружена в мысли, направление которых ее муж и силился и боялся угадать.
Внутри Инмара все подрагивало с тех самых пор, как он, зажав трубку телефона ухом и плечом, пытался застегнуть рубашку и не пропустить ни слова междугороднего вызова. Первое же, приглушенное и удлиненное эхом, заставило его ошибиться пуговицей.
- Ингрид приезжает, - обронил он, стараясь не выдать своего волнения, не оставить в замешательстве трубку где попало, вспомнить, что же только что он сделал не так, а главное – не выдать, какое предательское тепло проползло по внутренностям при звуке этого полузабытого голоса.
Лея смотрела на него пытливо, чуть приподняв брови, потом удовлетворенно улыбнулась и вернулась к домашним делам.
«Выдержал», - вздохнул Инмар. Но то была короткая передышка перед основным экзаменом. Ингрид приезжала одна, без Лионеля, и встречать ее они отправились вдвоем.
Такси остановилось, Лея потянулась к сумочке, а солнечный свет вычертил золотистый контур ее затылка, подарив тени непрочитанное лицо.
Инмар прошептал «Держись» замаячившей впереди платформе.
***
Глядя в окно, Лея размышляла о том, что свои отношения со старыми друзьями они с Инмаром давным-давно окрестили родоплеменными. Они знали друг друга так неправдоподобно давно, что выросли из этих отношений, укоренили их в своем доме, протянули ветви через километры между городами и пожинали плоды.
В родах, а в племенах особенно, властвовал закон табу, и некоторые мысли Лея для себя затабуировала. 
Над их камином, в старомодной рамочке, среди камерных семейных снимков, покоилась фотография энного количества лет. Изумленный внезапной вспышкой, Инмар обнимает хохочущую Ингрид, Лея взъерошивает ей волосы, пока Лионель, кривясь и гримасничая, пытается перегородить всю композицию большими растопыренными руками.
Время, глядя на мешанину радостных лиц, имело шансы рассортировать их в разном порядке, но уже давно в один конец летели открытки «от Инмара и Леи», обратно неслись ответные - «от Лионеля и Ингрид». Инмар и Лея, Ингрид и Лионель – даже на одной строке между ними обязана пробежать запятая.
«Почему он не приедет? - думала она, постукивая подушечками пальцев по стеклу в такт фривольной песенке из радиоприемника таксиста. – Почему не приезжает? Так давно, что почти никогда. Как смеет отпускать ее одну? Неужели ему все равно?»
«А я в далекой стороне скучаю по чужой жене», - жизнерадостно пело радио.
«Ведь не скучает же», - досадливо отметила Лея. Почему приезжает она, задумываться не хотелось. Где-то на дне души эти приезды воспринимались как должное.
Инмар хмуро уткнулся в свое окно, размышляя, вероятно, о недописанной главе, которую она все равно не прочитает, и только беспристрастный квадрат солнца прочертил между супругами границу отчуждения.
«Презентации книг, должно быть, отнимают уйму времени, - думала Лея. – Бредит ли он премией, которая снова маячит перед носом? Жжет ли он тоже неудачные страницы? Стоит ли она за полуоткрытой дверью, переживает ли, что он сейчас в порыве уничтожает по кусочкам самого себя? Начала ли она думать, как эти нелепые героини его романов – высокопарным и громоздким слогом? Впрочем, у него такие блеклые проходные героини, всегда их не прописывал до конца…»
***
Лионель, сколько Инмар его помнил, - а отчетливее всего он помнил Лионеля веснушчатым подростком с длинными конечностями, несуразно высокого, сухого, будто ветка, в больших очках и с вихром, - сыпал безумными идеями, заражая особенной смесью воодушевления и веры в радужный исход любого, сколь угодно безумного, предприятия.
Лионель не занимался спортом, но с легкостью ходил колесом. По поводу и без повода громко смеялся. Курил беспрестанно, смахивая пепел куда попало из-за крайней близорукости. Был так легок на подъем, что однажды на спор ушел посреди ночи пешком в соседний округ, а вернулся оттуда вечером следующего дня - на мопеде, принадлежащем некой Марте, оказавшейся известной сомелье.
Лионель двигался резко, торопливо, за ним приходилось бежать, как и за ходом его мыслей, перескакивающих с одного на другое, беспорядочно и безжалостно перемалывающим все и вся. Пообщавшись с ним, Инмар ощущал, что в голове возникает нагромождение из порождающих друг друга, словно анфилада арок, понятий и представлений. За годы дружбы Инмар так и не смог разобраться, чем же именно Лионель привлекает людей - ненадежный, зыбкий, беспорядочный, похожий на воплощение вечного двигателя, как и не смог признаться себе, что сам движется за ним, словно боится опоздать и упустить что-то важное, готовое случиться с минуты на минуту.
Они познакомились в сумасбродном переходном возрасте, когда устойчивая как твердь взрослая жизнь еще маячит далеко за горизонтом, отделенная океаном возможностей и занавешенная дымкой еще не рассеявшихся детских фантазий.
Будучи замкнутым и недоверчивым мальчиком, Инмар страдал той распространенной формой снобизма, когда кажется, что хорошее поведение и правильные поступки дают  право на снисходительный взгляд в сторону всех этих глупых, маленьких и скучных в своей обыкновенности товарищей по учебе. Инмар имел много оснований гордиться собой: он был лучший ученик, образцовый сын и подающий надежды юный поэт. Его комнату украшали не плакаты, а грамоты и медали. Его жизнь не украшали многочисленные друзья. Инмар страдал от непонимания ровесников и посвящал этой теме незрелые и пафосные стихи, аккуратно заносимые в толстую тетрадь.
Но Лионель  - другое дело. Два года – не такая большая разница, но Лионель, с вечно устремленным вдаль взглядом, полный идей и постоянно окруженный спутниками, окрыленными этими идеями, хлопающий тебя по плечу и так искренне удивляющийся тому, что ты не умеешь ездить на велосипеде, был словно награда за всю правильность и – одновременно - искушение всему праведному в Инмаре. 
- Спорим, мы встретимся на линии горизонта? – уже вторая по счету фраза Лионеля, обращенная к нему, была приглашением к поединку. Возможно, этот большой энергичный мальчик знал не только тайную пружинку в самолюбии Инмара, но даже как его зовут. Проиграть спор – значило проиграть всем, кто теснился вокруг Лионеля плотным кольцом, и навсегда остаться в безымянной пустоте, через которую тот, кто внезапно застил тебе мир, стремительно мчался к следующему миру, новому и увлекательному.
Инмар на спор оседлал велосипед и с тоской смотрел, как эта долговязая фигура уменьшается в размерах, петляя по проселочной дороге. Он не увидел, сколько раз и как Инмар упал, но и не оценил  то, как быстро поднялся, какое у Инмара решительное лицо, какой азарт сверкал в его глазах.
Вечный двигатель, вечный Лионель, вечная погоня за недостижимым. Вечный шрам незажившего детства.
***
Чтобы прижиться в сердце Леи, было необходимо соблюдение двух условий: невыносимо страдать, испытывая жажду в помощи и заботе, и разделить с ней что-нибудь, поэтому Ингрид прижилась в нем надолго, поселившись без приглашения и расположившись со всеми удобствами.
Поначалу они делили комнату в аскетическом студенческом общежитии с официальным цветом стен и стандартной мебелью,  где Ингрид любила, явившись за полночь, небрежно бросить сумку на кровать, оставить посреди комнаты туфли и одежду, голышом выбраться на балкон и курить, подолгу не произнося ни слова. С размазанной по лицу тушью она забиралась под плед к Лее и только тогда ее прорывало, мир сжимался до одной сплошной болевой точки, и Лея чувствовала, что болит уже у нее – разбитое очередным хулиганом сердце, растоптанное преподавателем самолюбие, непонятая окружающими душа. Ингрид сжималась в комочек, сопя ей в плечо: ребенок, забытый родителями в расщелине расставаний. Лея расширялась до размеров целой вселенной добра и утешения, она была самой необходимой и главной ее частью, демиургом, создающим тепло и гармонию. Наутро же, очнувшись от слабостей ночи, Ингрид хладнокровно собиралась на покорение новых вершин и битву за новые сердца.
В их комнате сами собой пересекались пути множества людей, так или иначе связанных с творческими поисками. Ингрид имела бесподобный нюх на тех, кто ищет себя в искусстве, находила их повсюду, никогда не путая с теми, кто планомерно и скучно шагает по намеченной дороге. Взъерошенные, но наглаженные, с нарочитой небрежностью во взгляде, будущие дизайнеры, воодушевленные, но сухие и скупые на слова архитекторы, полные амбиций перспективные студентки живописного отделения, исподтишка выискивающие не столько новые модели для композиций, сколько тех, кто мог бы продлить сердечные муки и подарить заряд вдохновения. Появлялись то нагловатые и суматошные, то серьезные и пробивные мальчики с факультета журналистики, скептически настроенные филологи обоего пола, каждый из которых в глубине души уже написал диссертацию о всеобщей связи мировых языков. Был даже один математик, на удивление нескромный, со взглядом бывалого соблазнителя и хитрым, лисьим лицом, в итоге навсегда ушедший из импровизированного салона с будущим великим режиссером.
Никто не был настолько гениален, чтобы после него не появился кто-то еще.
Над всем этим царствовала Ингрид, привлекая внимание, скрепляя и путая связи, с головой окунаясь в них сама, собирая цветы поклонения и ненависти со всех полей. Ингрид расширяла взгляды и сбрасывала оковы, проходилась по пьедесталам чужого успеха, распихивая рамки. В ее полурасслабленном теле и мягкой речи дремала притаившаяся хищница. Поддавшись течению ее жизни, Лея сама ощущала, как легко и беззаботно можно переступать через границы, любые, кроме одной: где-то под ворохом безумств у Ингрид скрывалась последняя дверь, за которую нельзя было входить никому, и эта дверь все чаще ощутимо щелкала Лею по носу.
Ингрид была их Музой, заставляла бороться и сходить с ума, и если бы общество не диктовало правила о выборе официально признанной профессии, она могла бы утвердить новую.
Лее казалось, Ингрид впитывает в себя жизнь окружающих, питается ею и потому непрерывно ищет новый источник, чтобы жадно к нему припасть. И ни одна река чужих переживаний не способна была утолить ее жажду.
***
Шестилетняя Лея старательно выводила буквы, зная, что порядок в голове начинается с чистописания. Шестнадцатилетняя Лея вела дневник. Двадцатишестилетняя – переписку. Ей не составляло труда держать в уме рассортированные адреса, памятные даты, смененные фамилии и количество родственников. Ей даже не трудно было подсчитать, что в итоге она протянула эпистолярные нити к пятидесяти разным людям, - целый ткацкий стан слов, по которому бегает челнок этикета.
Дневник и письма зародились сами по себе, как жизнь в глубине доисторического океана: выявлено и раскопано, что так и было, но трудно себе представить, как же именно, в какой момент.
Когда в их с Ингрид общее безумие вошел Лионель, с хмурой тенью Инмара за плечом, размахивая руками и рассыпая экспромты, первое неотправленное письмо родилось и сказало свое веское агу.
- Кто тебе нравится больше? – по-кошачьи ластясь, спрашивала у нее Ингрид, вечером, после первого появления двух будущих писателей. Плед, разделенный на двоих, пропитанный множеством откровений, приготовился слушать очередное, и тут Лея ощутила хлопок собственной двери в потаенные закрома сердца.
- А тебе?
- Здесь важно не ошибиться, не ошибиться, - растягивала слова Ингрид, положив голову Лее на колени и испытующе вглядываясь в лицо подруги: дрогнет или нет. – Скромник этот Инмар, вы только посмотрите. Могу поспорить, у него только вид ледяной глыбы.  А Лионель так просто жаром и пышет. Сгореть можно.
«Кого ты выбираешь?» – пытали глаза Ингрид и тут же заверяли, что любой выбор будет неправильным. Она словно читала в мыслях Леи смесь смятения, волнения и очарованности. «Откажись от всего – и она останется рядом, все будет на своем месте, как всегда, как надо, - шептало внутри Леи. – Сделаешь выбор – и останешься ни с чем».
Сердце Леи, как пишут в романах, ощутило, что секунду назад замирало, а теперь снова мчится, разгоняя сомнения и страхи. И ночью, тихо дернув хвостик ночника, она излила бумаге все надежды и ожидания, видя за строками образ своего исповедника – в очках и с отчаянным вихром.  Затем письмо было сложено вчетверо и укрыто под слоем старых вещей. После следующего визита Лионеля к нему прибавилось еще одно, а вскоре им стало тесно на одной полке. Читая черновики Лионеля, слушая его взволнованную речь, она воображала послание, тайком идущее от него к замаскированному главному слушателю, намек, направленный на тонкое понимание извилистого хода его мысли. Иногда, в суете общих касаний, Лее казалось, что она дождалась ответа и всепонимающего взгляда, и тогда пачка писем становилась толще, а внутреннее одиночество – немного тоньше.
С письмами ей не надо было бояться ни обиды, ни отверженности.
И когда прозвучали свадебные колокола для Ингрид, Лея спокойно сложила ворох переживаний в чемодан и оставила его на ближайшей свалке, ни разу не обернувшись. Когда она ехала в опустевший дом, ей виделись сцены из Библии, и самой себе она казалась  Лотовой женой.
На ступеньках общежития она встретила Инмара, в руках у него был пакет со спиртным, развязанный галстук жалостливо свисал с плеч, а взгляд блуждал по подворотне.
- Боже мой, боже мой, - прошептала Лея. – Какие же мы с тобой несчастные.
Инмар сделал очередной глоток и уткнулся ей в предусмотрительно подставленное плечо. В этот вечер их взаимопонимание достигло высоты Эвереста, и далее ему оставалось только медленно скатываться вниз.
***
За все эти годы Ингрид приезжала трижды, не считая короткого визита с Лионелем, когда они посидели в ресторанчике на углу, и он лениво, рассеянно стряхивал пепел на пол, пребывая в каких-то своих, никому неведомых мысленных далях. Казалось, не Лионель – призрак Лионеля сидит рядом с ними, кивает невпопад и тяготится этой встречей. С таким же успехом можно было отправиться на прогулку с его фотографией. Вихор Лионеля был острижен, напомажен и причесан, роговая оправа очков утолщилась, а костюм стал тоньше и дороже. Больше он не посещал старых друзей, и Ингрид возвращалась к ним одна.
Порывом, распахивающим окно и громко хлопающим ставнями, она врывалась в их размеренную жизнь, будоражила, не вызывая прежнего вдохновения, как выдохшийся газированный напиток. Энергия Лионеля  оставалась где-то там, за границей городов, а в Ингрид бурлили остатки ее собственной, приправленные духом запретности.
Инмар в ее присутствии вначале натягивался струной, чтобы потом распуститься и провиснуть в нелепых выходках. Он боялся провиснуть и расслабиться полностью, и провисал и расслаблялся постепенно, со скрипом, с усилием, чувствуя себя голым и уязвимым.
В глазах у Леи мелькал забытый азарт, она будто просыпалась и оживала, чувствуя себя слегка сумасшедшей. Все вокруг лишалось своего привычного значения.
Они могли потягивать ароматный дым, купаться нагишом в соседском пруду, воровать книги в супермаркете,  разбить машину, и чувствовали себя джиннами, выпущенными из бутылки. Ингрид же после каждого расшатывания границ была похожа на кошку, устало спустившуюся с крыши после мартовского блуда.
Как в старые добрые времена, лежа на ковре вповалку, и предаваясь воспоминаниям, нет-нет, но кто-то из них замирал и спрашивал: «А как же Лионель?».
- Никак. Нет Лионеля.  – Однажды ответила Ингрид и рассмеялась с легкой ноткой истерики. – Нет, он жив-здоров, ищет, пишет. Никто ему не нужен, все у него есть.
Однажды она приехала на день раньше, вечерним поездом, безошибочно вспомнила, где хранятся запасные ключи. Инмар спустился в гостиную на звук открываемой двери, намереваясь увидеть жену и заготавливая дежурную посткомандировочную фразу. Ингрид улыбнулась ему беззастенчиво, сумев сложить в одну улыбку столько намеков, сколько он не ожидал от нее, наверное, за всю жизнь.
«Моё, моё, моё», - думал он, прижимая ее к себе. Остальные мысли были вытеснены счастьем обладания.
Позже, из тепла прикосновений и беспорядка разбросанной в спешке одежды, она вышла покурить, небрежно запахнув полы халата. Замерзший и одинокий, Инмар последовал за ней, вдохнул ночной воздух, а с ним - непривычный запах сигаретного дыма.
В курящей женщине ему виделось что-то несправедливое и аномальное, будто она сбривала бороду. Бледный овал лица Ингрид заострился, халат надежно укрывал независимые и никому не принадлежащие плечи. Приступ одиночества стал еще острее.
Чужая женщина, посторонняя и надменная, стояла на его балконе, в его халате и курила чужие сигареты, распространяя запах отчуждения. Инмар помотал головой и вернулся в постель, закутавшись в кокон одеял…
Они едва успели замести следы, нервно и стесненно посмеиваясь. Выкинули спозаранку все бутылки, заправили постели,  спустили вниз чемоданы. Любовались своими шпионскими навыками, внезапно, по-детски строили друг другу рожицы, наводя образцовый порядок. И лишь когда ключ щелкнул в замке, им стоило больших усилий сбросить с себя напряжение.
Лея аккуратно опустила сумку на пол и оглядела гостиную, смутно ощущая, что что-то не так.
- Ингрид приехала, - констатировал Инмар, на лице его проблескивала улыбка облегчения. – Вы всего-то на часок разминулись.
- Здравствуй, милая, слава богу, ты уже здесь, твой муж успел меня порядком утомить, - щебетала Ингрид, крепко обнимая Лею и даря свой иудин поцелуй – нежно, в шею, у самого уха, в которое лился импровизированный яд. Лея неловко обняла ее, да так и застыла с полуулыбкой, силясь понять, отчего так тревожно сдавливает грудь.
***
У табло с номерами прибывающих поездов они остановились и впервые посмотрели друг на друга.
Ветер прибил к ограде два листа прочитанной и выброшенной кем-то газеты.
Инмару показалось, что он отчетливо разобрал в выражении лица Леи: «Ее не удержать».
«Это не прекратится», - почудилось Лее в его вздохе.
- А давай не пойдем? - еле слышно прошептал Инмар, внезапно схватив жену за руку с азартом беглеца. – Ну и черт с ней, а?
Лея даже на секунду замешкалась.

0

2

чтобы прижиться в сердце - очень хорошо. если для юности блаженной, так вообще

Талестра написал(а):

заставив такси порывисто вздрогнуть на тормозах.

все-таки порывистость предполагает предполагаемое начало движения, да? вроде да. то есть, получается, гладкий автомобиль вылетает из-за поворота, а такси в ответ хочет стартануть. с тормозов. порывисто. но закладывалось-то, кажется, обратное: что такси ехало себе и ехало, а как увидело вылетевшую из ниоткуда гладкую машину, так и затормозило. вздрогнув. порывисто. кхм.

и, главное, не сразу становится понятно, за рулем какой из двух машин кто сидит. и зачем одну из этих машин, ту, другую из двух, не ту, в смысле, в которой водитель (почему не - таксист?) держит в руках дугу руля, было упоминать вот так вот беспощадно коротко и неописательно. мне, порыскав аж в двух или трех следующих абзацах на предмет гладкого авто, за него даже, смешно признаться, стало немного обидно. гладкий. маневренный. выскочил. это вам не такси дрожащее. на тормозах. порывисто. кмх.

дальше снова хорошо.
не обижаться. мне было надо чонибудь резко срочно написать а было нечего

0

3

Тэк, внезапно и приятно :-) Таксист был изначально, я его могу вернуть на место, у меня была трудность с очевидностью: если такси, то к чему уточнять, что таксист? С гладким и маневренным позаковыристее: кроме очевидной "красивости" и визуализации выныривания героя из задумчивости, это приятное глазу авто должно символизировать, что Инмару всегда перебегает дорогу кто-то превосходящий. Он-то едет на обычном желтеньком такси, на общественном транспорте

0

4

приду

0

5

Талестра написал(а):

Гладкий и маневренный автомобиль выскочил из-за поворота, заставив такси порывисто вздрогнуть на тормозах.

ТОже зацеплюсь, пожалуй)) Гладкий автомобиль... ну не слышал я такого описания... Зато - не штамп - факт)) Маневренный - для подобного утверждения (мы же видим со стороны?) нужно либо самому побывать за рулем и прочувствовать это, либо быть очень хорошо разбирающемся в сотнях моделей авто.. В общем - тормознуло сразу, как такси. Кстати... Понятие "вздрогнуть" подразумевает мгновение, не так ли? Вздрогнуло такси от испуга и поехало дальше? А "порывисто вздрогнуть" - не представил, н-да.

Талестра написал(а):

Водитель любовно огладил дугу руля, неторопливо нажал переключатель и прибавил ходу, а Инмара бросило в запах нагретой кожи и резины, и снова уронило на сиденье.

- ну... "огладил"... - набрал в поисковике это слово...уфф...думал я плохо знаком с русским... ан - нет! Ни одна ссыла не дала мне такого словца! И где это вы видели рули дугообразные? это примерно так"(" или так ")". Руль -таки баранка, в лучшем случае. Правда, слышал про квадратные рули, но это спецзаказ, для больших оригиналов)\
Теперь неясно - водитель и Инмар - разные пацаны? Судя по построению предложения - да. Но не очень понятно - откуда последний взялся? На ходу запрыгнул прямо в кожу салона? Второй (третий) раз? Ведь есть пояснение "опять"?

Талестра написал(а):

На противоположном конце машины ссутулилась его жена, рассеянно наблюдающая, как проплывают в окнах пестрые вывески.

но противоположном КОНЦЕ... Ладно, бог с ним, с концом... Но картинка складывается, что это какой-то дайман двенадцати метровый... Да и "ссутулилась" не рисуется. Обычно в такси довольно комфортно располагаются (здесь, как я понял - на заднем сидении) Но уж если она ссутулилась - мне жаль больную)

0

6

tac
UrrY
"порывы" и "неопознанный водитель" покорно
принимаются как сорняки и выполоты.

идём далее:)

UrrY

UrrY написал(а):

) Гладкий автомобиль... ну не слышал я такого описания.

ай, не согласна. ну представьте себе его: такой новый, чистый, свежий, только-только купленный, краска блестит, блестит боками и капотом и вообще всеми частями, кроме шин, пожалуй, - залюбуешься. поверхность его гладка и прекрасна.
с маневренностью - и соглашусь и нет.
соглашусь с тем, что, не сев за руль, не определишь насколько машина послушна и хороша.
ну, допустим, это был такой автомобиль, о котором и так все знают, что он маневренный. одна из последних удобных моделей авто известной фирмы. указывать что-то конкретное - глупо, это было бы привязкой ко времени - в каком году какие авто считались наиболее современными и наиудобнейшими в управлении, а я старалась этой самой привязки избежать.

UrrY написал(а):

"огладил"

погладил. правлю.

UrrY написал(а):

И где это вы видели рули дугообразные? это примерно так"(" или так ")". Руль -таки баранка, в лучшем случае. Правда, слышал про квадратные рули, но это спецзаказ, для больших оригиналов)\

зачем рулю быть дугой, чтобы погладить не весь руль по периметру, а только часть?

UrrY написал(а):

но противоположном КОНЦЕ... Ладно, бог с ним, с концом... Но картинка складывается, что это какой-то дайман двенадцати метровый... Да и "ссутулилась" не рисуется. Обычно в такси довольно комфортно располагаются (здесь, как я понял - на заднем сидении) Но уж если она ссутулилась - мне жаль больную)

отлично, что создается впечатление, что между ними метров сто:) между ними - пропасть.
насчет конца... насчет конца всегда надо хорошо поразмыслить  ^^
возможно, это тоже косяк. и там должен быть КРАЙ.

ссутулилась = опустила плечи и согнула спину, - движение, которое говорит, что человек хочет спрятаться. ссутулилась потому что не может расслабиться, откинуться на сиденье, напряжена и собралась в комочек. плохо ей.

0

7

UrrY написал(а):

"огладил"... - набрал в поисковике это слово...уфф...думал я плохо знаком с русским... ан - нет! Ни одна ссыла не дала мне такого словца!

Что за поисковик такой? О_о Возьмите яндекс, он даст.

0

8

Morlot
глазам своим не верю :)
я вам рада.

а критика найдется у вас?:)

0

9

Талестра написал(а):

ай, не согласна. ну представьте себе его: такой новый, чистый, свежий, только-только купленный, краска блестит, блестит боками и капотом и вообще всеми частями, кроме шин, пожалуй, - залюбуешься. поверхность его гладка и прекрасна.
с маневренностью - и соглашусь и нет.
соглашусь с тем, что, не сев за руль, не определишь насколько машина послушна и хороша.
ну, допустим, это был такой автомобиль, о котором и так все знают, что он маневренный. одна из последних удобных моделей авто известной фирмы. указывать что-то конкретное - глупо, это было бы привязкой ко времени - в каком году какие авто считались наиболее современными и наиудобнейшими в управлении, а я старалась этой самой привязки избежать.

Тем не менее сам автомбиль не гладкий - лучше что-то типа: "блестя гладкими боками"  и "легко маневрировал". имхо.

0

10

Талестра написал(а):

заставив такси вздрогнуть на тормозах.

Не очень. Вздрогнуть на тормозах - воспринимается как нечто статичное. Нечто стояло на тормозах и вздрогнуло.

Талестра написал(а):

а Инмара бросило в запах нагретой кожи и резины, и снова уронило на сиденье.

Не понял куда его бросило вначале и откуда уронило на сидение.

Талестра написал(а):

На противоположном конце машины ссутулилась его жена

Противоположный конец машины. Либо конец сидения либо просто - сзади.

Талестра написал(а):

«О чем она думает?» - спросил Инмар у медленно пошевелившего губами отражения. Отражение пожало плечами.
«Сомневается? Подозревает? Надеется?» - Инмар наугад выкинул несколько предположений, наблюдая, как Лея в задумчивости водит пальцами по стеклу, и как свет выхватывает то белую полоску воротничка, то мочку уха, чтобы потом они утонули в тени. На ее лице не отражалось и следа беспокойства, лишь отрешенное выражение напоминало о том, что Лея глубоко погружена в мысли, направление которых ее муж и силился и боялся угадать.

Это хорошо.

Талестра написал(а):

Такси остановилось, Лея потянулась к сумочке, а солнечный свет вычертил золотистый контур ее затылка, подарив тени непрочитанное лицо.

Непрочитанное лицо это как-то слишком метафорично.

Талестра написал(а):

беспристрастный квадрат солнца прочертил между супругами границу отчуждения.
«Презентации книг, должно быть, отнимают уйму времени, - думала Лея. – Бредит ли он премией, которая снова маячит перед носом? Жжет ли он тоже неудачные страницы? Стоит ли она за полуоткрытой дверью, переживает ли, что он сейчас в порыве уничтожает по кусочкам самого себя? Начала ли она думать, как эти нелепые героини его романов – высокопарным и громоздким слогом? Впрочем, у него такие блеклые героини, всегда их не прописывал до конца…»

Это хорошо.

0

11

Талестра написал(а):

Morlot
глазам своим не верю
я вам рада.
а критика найдется у вас?

Здравствуйте.
Нет, что вы, я не имею такого права.
Как читатель, могу заметить, что финал показался мне не финалом, но не в смысле "история продолжается!", а в смысле "и что?". Произошло внезапное, герои зависли. Вероятно, это открытый финал, предоставляющий читателю свободу додумывать ситуацию, но оснований для додумывания маловато. Для меня маловато, я не люблю тратить по полчаса на обдумывание разных сложных взаимоотношений. Возможно, дело в том, что финал кажется мне вырванным из контекста, открытым с обеих сторон (что уже слишком). Как Инмар пришёл к финальной своей реплике? Это прямо не следует ни из первого отрывка, ни из предпоследнего. Ладно, предположим, мы смотрим глазами Леи и не должны этого видеть. В таком случае, полагаю, следует на это однозначно указать. А то сначала так аккуратненько идёт чередование фокуса: Инмар - Лея - Инмар - Лея... потом снова Лея, потом поочерёдно оба в одном отрывке, и под конец - наверно, Лея, а может, и никто. Непонятки.

Отредактировано Morlot (2012-08-15 12:58:27)

0

12

Фёдор Сумкин написал(а):

Тем не менее сам автомбиль не гладкий - лучше что-то типа: "блестя гладкими боками"  и "легко маневрировал". имхо.

склоняюсь к тому, чтобы вообще переписать начало. не понимаю, почему автомобиль не может быть гладким  :dontknow:

Поблескивающий гладкими боками автомобиль вынырнул из-за поворота, заставив такси вздрогнуть, притормозить.

Фёдор Сумкин написал(а):

Не понял куда его бросило вначале и откуда уронило на сидение.

Сидел сзади, машина тормознула, его по инерции бросила вперед, уткнулся носом в сиденье таксиста, оно пахло кожей и плохой системой вентиляции в машине :), а потом он снова откинулся на сиденье. они с женой сидят сзади, но жмутся каждый к своему окну, между ними - море места, третьего можно усадить.
но я поняла в чем косяк: в зарубежных такси между водителем и пассажирами перегородочка. так что запах кожи надо будет прополоть, предложение перекроить.

Фёдор Сумкин написал(а):

Противоположный конец машины. Либо конец сидения либо просто - сзади.

вот, размышляю со вчерашнего дня, есть ли у сиденья машины КОНЕЦ или даже начало. задумываюсь над противоположным краем.

Morlot написал(а):

Нет, что вы, я не имею такого права.
Как читатель, могу заметить, что финал показался мне не финалом, но не в смысле "история продолжается!", а в смысле "и что?". Произошло внезапное, герои зависли. Вероятно, это открытый финал, предоставляющий читателю свободу додумывать ситуацию, но оснований для додумывания маловато.

почему не имеете права? разве демократию на форуме уже прирезали?
насчет финала склонна с вами полностью согласиться. финал открытый не столько потому, что так мне хотелось, сколько потому, что не могу его закрыть. спрашиваю мнения окружающих критиков, чтобы заставить себя додумать, как лучше завернуть конец.

Morlot написал(а):

Ладно, предположим, мы смотрим глазами Леи и не должны этого видеть. В таком случае, полагаю, следует на это однозначно указать. А то сначала так аккуратненько идёт чередование фокуса: Инмар - Лея - Инмар - Лея... потом снова Лея, потом поочерёдно оба в одном отрывке, и под конец - наверно, Лея, а может, и никто. Непонятки.

нет, там должны быть снова Инмар+Лея, взгляд совместный либо перекличка.
буду думать. спасибо.

0

13

Талестра написал(а):

склоняюсь к тому, чтобы вообще переписать начало. не понимаю, почему автомобиль не может быть гладким

Ну он же не гладкий - форма исключает гладкость - зеркала обзора всякие, ручки дверей.

Талестра написал(а):

Сидел сзади, машина тормознула, его по инерции бросила вперед, уткнулся носом в сиденье таксиста, оно пахло кожей и плохой системой вентиляции в машине :), а потом он снова откинулся на сиденье. они с женой сидят сзади, но жмутся каждый к своему окну, между ними - море места, третьего можно усадить.

Вот - это не понятно сразу. Я думал, что по умолчанию мужчина сидит рядом с шофером.

Талестра написал(а):

есть ли у сиденья машины КОНЕЦ или даже начало. задумываюсь над противоположным краем.

Или край.

Талестра написал(а):

спрашиваю мнения окружающих критиков, чтобы заставить себя додумать, как лучше завернуть конец.

О, ну нет, это только тебе видно.

0

14

Фёдор Сумкин написал(а):

Я думал, что по умолчанию мужчина сидит рядом с шофером.

это у нас:),
на умозрительном западе обычно на заднее сиденье все садятся.

Фёдор Сумкин написал(а):

О, ну нет, это только тебе видно.

да нет, я не прошу придумать за меня конец, я хочу почитать как вы его воспринимаете. так ли как я, может, есть мысль, чего не хватает.
а как я его перепишу - это-то да, это на мое усмотрение.

критика заставляет мозги сдвинуться с места.

0

15

Талестра написал(а):

почему не имеете права?

Морального. =)

Талестра написал(а):

нет, там должны быть снова Инмар+Лея, взгляд совместный либо перекличка.

Ах, то есть у них есть всё-таки совместный взгляд. =) На перекличку места мало, думаю, совместный был бы замечателен, если удастся провернуть. Пресуппозиции - в бой!

0

16

Таксист любовно погладил дугу руля, неторопливо нажал переключатель и прибавил ходу

Какой переключатель нажал таксист? Он передачу сменил?

На противоположном конце машины ссутулилась его жена, рассеянно наблюдающая, как проплывают в окнах пестрые вывески.

В смысле, Инмар сидел на переднем сиденье, а жена - на заднем? Мне кажется, неуместно в данном случае говорить о противоположных концах. Заднее сиденье - не конец машины вовсе.

Внутри Инмара все подрагивало с тех самых пор, как он, зажав трубку телефона ухом и плечом, пытался застегнуть рубашку и не пропустить ни слова междугороднего вызова.

Когда сердце ёкает, ноет - понятно. Когда желудок тянет - понятно. Даже описание "липкого комочка страха внутри" пропускаем. Но "внутри всё подрагивает", да не несколько минут, а аж "с тех самых пор" - как-то сомнительно.

Чтожятакойкритичный:-(
придупотом

0

17

Талестра написал(а):

не понимаю, почему автомобиль не может быть гладким

На ощупь гладкий - да, но сочетание /гладкий автомобиль/ - не встречал)

Талестра написал(а):

заставив такси вздрогнуть,

настаиваю, что "вздрогнуть" - мгновенное движение. Ну не то, Телестра, подумай, дай другое образо)

0

18

Свиксен, они сидят на одном сиденье - заднем. я же Федору выше объясняла. на одном диване, на разных его краях, один у левого окна, другая у правого. или наоборот, это не важно. за передачу спасибо, ее в историю и впишу.

0

19

Урри, ну, может быть, но теперь мне надо еще пару месяцев повычесывать текст.

0

20

***
Ингрид выглядела невыспавшейся, осунувшейся и больной, курила еще больше, чем обычно, то хвасталась, что дела у нее идут несказанно хорошо, то внезапно принималась зло и беспощадно высмеивать литературу. С сигаретой, словно с копьем наперевес, она помчалась на ветряную мельницу писательского ремесла, ошеломив их внезапным и яростным нападением.
- Вы так хладнокровно берете чужие чувства и помещаете на бумагу. Вы так любите писать именно о чувствах. Только вдумайтесь, это же чье-то больное, тайное, интимное, а вы препарируете его, расчленяете на части, демонстрируете, что внутри, - а внутри вы вряд ли найдете что-то хорошее.
Вскидывая голову и размахивая руками, она нервно мерила шагами их гостиную и сыпала ядовитые семена своей обиды, от которой в душе Инмара прорастало отвращение. Он смотрел на нее – выцветшую и дерганую, с осипшим и надломленным голосом, агонирующую в чувствах, которые родились далеко от него и умрут там же, и не находил в ней того, чего так страстно желал заполучить, по чему скучал и что возвысил до поклонения.
- Вы их обездушиваете, говорите о том, что у всего есть механизм, обезличиваете, говорите о том, что так бывает со всеми. Хуже психологов, которые просто копаются в чужой душе. Вам мало покопаться, надо еще и заспиртовать, мало заспиртовать – надо еще и поместить в музей, где все будут ходить и смотреть, смотреть и обсуждать.
«Возможно, она еще и пьет», - тем временем отмечал Инмар, мысленно зачеркивая абзац за абзацем, которые болезненно рождались несколько месяцев и тянулись пуповиной к воспоминаниям о ней.
Ингрид  потянулась за новой сигаретой, пальцы ее слегка подрагивали, и Инмар не мог определить, от нервного расстройства или это только поза. Он перестал ей возражать еще в такси, а Лея и вовсе не любила окололитературных споров.
- Вы – вампиры, которые питаются чужой кровью, она бежит по вашим венам, но вы не становитесь живее.
- Но сколько бы вы не копались в них, вы не станете понимать лучше, каково это, не почувствуете сами, не вживетесь, только примерите чужую оболочку.
Ингрид с силой вдавила окурок в пепельницу и опустошенно опустилась в кресло. Ее лихорадило.
Глядя на эту сцену разоблачения злодейства, Инмар принял решение.

***

Инмар уехал, не сказав ни слова, только на столе в гостиной остался лист из записной книжки с его крупным, округлым почерком. «Скоро вы все узнаете».
- Ни дать, ни взять, детективный роман, - фыркнула на это Ингрид, приканчивая следующую пачку. Острый и тонкий запах сигарет впитался в атмосферу их дома. – Роман, где все друг о друге что-то знают и делают вид, что ничего не происходит. И не смотри на меня таким затравленным взглядом. Все так живут. Вы. И мы. Всем нужно что-то скрывать, а если прикасаешься к скрытому, тебе приходится скрывать уже свое прикосновение. Знала бы ты, как это волнует. А потом тяготит.
Лея пожелала ей спокойной ночи, но ночь не предвещала спокойствия. Ее терзало острое желание сесть за письмо Лионелю, которое она похоронила давным-давно, на ближайшей к общежитию свалке. И когда желание подступило к самому горлу, словно пыталось задушить ее, Лея включила свет, нашла первый попавшийся лист – картонку от обуви, и когда «Дорогой Лионель» вырвался из-под пера, Ингрид без стука отворила дверь, будто знала и выжидала момент, удобный для прыжка. У Леи не было сил встать, и лишь картон неловко выпал из рук. Ингрид двигалась плавно, покачиваясь, слегка касаясь всего, словно ощупывала дорогу, словно ей нужно было убедиться в материальности предметов интерьера и людей. Не спеша, смакуя каждое мгновение, как смакует дегустатор глоток вина, его аромат, букет, и предвкушает алкогольное тепло, которое вот-вот разольется по желудку, она подняла с пола импровизированное письмо и насмешливо прочитала вслух.
- Многие женщины не умеют готовить, – присев на край стола, сказала Ингрид, глядя Лее в глаза. - Мужчины тоже. Но очень любят поглощать что-нибудь остренькое, что щекочет нервы. А потом просят добавки. Писатели – это как раз такие мужчины. Их хлебом не корми, дай лишь нужных приправ, приготовь им блюдо по вкусу.
- Что ты имеешь в виду? – вышедшее из повиновения горло превратило звуки в свист и шепот.  Лея чувствовала, как чувствуют жар перед тем, как ожечься, что знает, к чему ведут тропы этих метафор.
- Он так читал твои письма, будто питался ими. Пожирал глазами. Ты бы видела! Хоть бы на кого из людей он посмотрел так, как на эти клочки бумаги, которые ты, дуреха, выбросила! А ведь могла бы сейчас издать и получить такой неслыханный гонорар, который и не снился Инмару с его рифмами и страданиями.
Лея тяжело встала со стула, будто слова Ингрид были укусами, напитавшими ее ядом, и он колыхался внутри, плескался и жаждал выйти на свободу. Небольшой клетчатый чемодан ее молодости, наполненный надеждами, словно ящик Пандоры, хранящий все то, что она собиралась прятать от мира всю жизнь, как оказалось, давно был вскрыт, а содержимое его развеивалось по ветру чужого восприятия, и потайное желание когда-нибудь показать свои эпистолярные откровения адресату, казалось как никогда постыдным, а теперь еще и испачканным, испорченным, сломанным.
- Как ты посмела! Как ты посмела! – Лея схватила Ингрид за плечи и стащила со стола. – Что еще ты у меня хочешь отнять? Что еще?
- Ничего, - сказала Ингрид непривычным, мягким, утешающим голосом, и ее руки, высвободившись, кольцом обвились, обняли Лею, сжавшуюся, уменьшившуюся, больше не способную быть вселенной прощения и утешения. Лея обмякла, уткнувшись ей в плечо, и ощущала, что отнять у нее и правда ничего нельзя, потому что больше ничего у нее не осталось.
Ингрид уложила ее на кровать и долго обнимала, покачивая, как волна, как материнская рука, слегка подталкивающая колыбель. Когда ее прерывистое дыхание стало ровным, Лея выскользнула из-под пледа и вытащила сигарету из пачки, брошенной на черную поверхность столика трюмо. В дыму и темноте она долго и тревожно всматривалась в свое отражение, понимая, что поперек души ее прошел надлом, словно трещина на лакированной поверхности, и  с этого дня в облике должно что-то измениться.

***

В шесть утра Инмар сел на ближайщий поезд, вздрагивая от утренней сырости. В полях лежал туман крупными хлопьями, похожий на свежую мыльную пену.
В голове его с задором прокручивалось несколько сценариев, один фантастичнее другого.
Он представлял себе, как, водрузив на нос черные очки, покупает в оружейном магазине увесистый черный пистолет или небольшую беретту, представлял, как уверенно назначает встречу Лионелю, как приходит, натянув официальное выражение лица и с холодным достоинством пресекает свободный поток его речи, как бросает ему в лицо все преступления против дружбы и любви, и Лионель молчит, неспособный поднять эту перчатку, а правосудие щелкает затвором и берет его на прицел.
Ингмар посмеивался и проводил рукой по стеклу вагона, словно смазывал картину, освобождая поверхность для новой, в которой равнодушию Лионеля не выдвигалось обвинений, потому что находилось оправдание. Инмару представлялось, что он находит друга, изможденного, пригвожденного к больничной койке, среди аппаратов и последних рукописей, и понимает, от какой ноши сбегала Ингрид  в попытках спрятаться в прошлом, среди пусть бесталанных, но живых. У этого порога неминуемого они примирялись и говорили по душам, и прощали друг другу все с легким сердцем.
Когда он сошел на станции, уже был вечер, распускающий цветы огней, просыпались ночные жители бетонных пещер, хищники увеселительных заведений, призывно звучал трубный зов ресторанов с живой музыкой.
Консьерж сказал Инмару, что Лионель в отъезде, и ему не оставалось ничего другого, кроме как бродить под окнами респектабельного здания в респектабельном квартале, отражаясь в стеклах – слегка помятому, слегка небритому, с безумием в глазах.
В летнем кафе напротив, за одиноким столиком, Инмар написал ему длинное стихотворное письмо, но, вспомнив безупречно чистую форму консьержа, тяжелые полированные перила, блестящие каменные ступени и медную ручку двери, передумал. Он пытался представить себе Лионеля нового, Лионеля современного, прикуривающего дорогие сигары, прибивающего над каминной полкой награды, оправленные в рамки и стекло, приглаженного, солидного Лионеля из газетных статей и фотографий в журналах, Лионеля, торжественно восседающего на церемониях вручения литературных премий – нога на ногу, одним движением, как ножницами, отрезавшего солидный кусок прошлого. Пытался и не находил в нем того Лионеля, за которым готов был мчаться на велосипеде через поля.
Расплатившись по счету, Инмар придавил стихи пустым стаканом и вдохнул опустошенной грудью воздух зарождающегося дня, в котором носилось предчувствие, что одни иллюзии скоро сменятся другими.
Со всех сторон на него набрасывались разудалые вопли диксилендов, рекламные вывески расставляли сети притягательного обмана, над крышами домов небо затягивалось свежей розовой кожицей, и Инмару казалось, что жизнь его наконец сошла с колеи, ведущей через чужое пространство к чужому горизонту.

0

21

кажется, на этом все.

0

22

Ищу серию книг Александра Вензиковского "Абсолют". Если есть у кого, скиньте ссылку.

0

23

Николай ах вы негодный спамер.

0


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Проза » без определенного названия