Литературный форум Белый Кот

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Проза » Когда плачет камень


Когда плачет камень

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Когда плачет камень

Цветы. Всё началось с цветов.
Их было немного – один удачно составленный букет из нескольких цветков, названий которых он не знал, и травинок, торчавших в разные  стороны. Удивительно – цветы пахли. Стояли в белой фарфоровой вазочке с оранжевой каёмкой и – пахли. Чудесно, едва уловимо. Они манили мягкими оттенками жёлтого и белого, и свежим, лёгким ароматом. Итак, цветы, стоявшие на подоконнике, чуть покачивались от дуновения ветра из открытого настежь окна и пахли. Тем удивительнее был их тонкий аромат, что цветы заключены были в рамку и висели на стене в гостиной, нарисованные на обыкновенном холсте.
Она сидела у окна и лёгкими движениями руки поднимала и опускала кисть, то и дело касаясь ею палитры. Буйство красок на палитре смущало глаз, но не кисть – она уверенно забирала часть масла то с одной, то с другой её стороны, и несла краску на холст, распятый на мольберте.
- Прошу прощения, это Ваша картина? Та, что висит над комодом? - он подошёл к ней и встал справа так, чтобы не загораживать свет.
Художница подняла взгляд и снова опустила его на холст.
- Моя. Как и все здесь.
- Она прекрасна. Я будто чувствую аромат этих цветов. Как они называются?
- Хризантемы, - девушка тщательно протёрла кисть тряпочкой и отложила в сторону, взяв другую. Не отрывая взгляда от мольберта, она спросила: - Вы правда чувствуете их запах?
- Да, они пахнут ёлкой, - сказал он и вновь взглянул на картину.
- Ёлкой, да... - согласилась художница и долгим оценивающим взглядом смерила незнакомца, зачарованно глядевшего на нарисованные цветы.
- Вы пришли к моему отцу?
- Да... да-да, к профессору... - торопливо закивал головой юноша, с трудом оторвавшись от белого холста, на котором уверенными мазками прямо на его глазах творилось чудо. Как невежливо!.. Он, должно быть, уже несколько минут смотрит, не отрывая глаз, а ведь пришёл сюда по важному делу к важному человеку. Но вместо этого, даже не представившись, стоит над его дочерью, и, верно, ужасно мешает.
- Извините... Где я могу его найти?
- Он в кабинете прямо по коридору. До свидания.
- Спасибо... До свидания.
Он вышел из гостиной и лишь здесь, в тускло освещённом коридоре, понял, что за любованием картинами даже не видел их автора – художницу, сидевшую у окна. Желая исправить свою оплошность, молодой человек оглянулся, чтобы узнать, как выглядит девушка, которая пишет живые картины, затронувшие заветные струны его души – его, считавшего до сих пор, что живопись – лишь рисунки бездельников, не более того.
Девушка по-прежнему сидела у окна. Чуть склонив голову набок, она писала натюрморт с нескольких яблок, лежавших на блюде перед ней.
Неудивительно, что он не заметил её среди картин, - он ожидал увидеть фею, сказочное, волшебное существо неземной красоты: золотые волосы, струившиеся по точёным плечам локоны, прямая, гордая спина и, конечно же, яркие голубые глаза словно из горного хрусталя – богиня, не иначе, - кто же ещё мог сотворить эти картины?.. Но вместо богини на табурете перед мольбертом сидела обыкновенная девушка. Ссутулившись, с равнодушным видом она водила кистью по холсту, наблюдая за ней безжизненными серо-зелёными глазами. Вместо золотистых локонов, которые должны были обрамлять кукольное личико, один жиденький хвостик вяло стекал по плечу, застенчиво указывая в пол. Руки девушки – красивые, с длинными, тонкими пальцами и неухоженными ногтями, измазаны были красками так же, как и скучное, ничем не примечательное лицо. Вот поднялась рука и самым обычным, совсем не божественным, движением почесала нос, оставив на нём бледно-голубой мазок.
Он отвернулся, не в силах вынести правды. Перед глазами вновь возникла фея, гордая, красивая, и он, не противясь лживой фантазии, поспешил удалиться.
Дверь кабинета распахнулась, гостеприимно пропуская его внутрь.
- А-а, это Вы, Виктор?.. Проходите, я ждал Вас. Как обстоят дела с Вашей диссертацией? Если будут проблемы, звоните, не стесняйтесь, я всегда готов принять Вас и помочь, чем смогу, - негромко говорил преподаватель, беседуя со своим аспирантом, и голос его журчал, ласкал мягким баритоном слух, успокаивал, позволяя забыться, расслабиться в удобном кожаном кресле, вдали от живых картин, тревоживших душу, и их некрасивой создательницы.
Но что-то всё же не давало покоя Виктору. Что же, что?.. Кажется, жёлтый. Жёлтый цвет и едва уловимый еловый запах...

*    *    *
Первая глава была написана строго, лаконично, и по-своему красиво. Настолько, насколько вообще может быть красива диссертация о преимуществах новой системы обеспечения безопасности.
Вторая глава, однако, оставляла желать лучшего, и молодой человек затосковал, склонившись над клавиатурой. Виктор перевёл взгляд на окно, за которым сгорал в жёлто-красном огне сентябрь, нестерпимо сияя листвой лип и клёнов на солнце. Жёлтый. Такими же мучительно-жёлтыми были хризантемы, написанные той девушкой в доме профессора.
Виктор встрепенулся. Какая всё же удача, что научным руководителем был именно этот профессор, и никакой другой! Работа зашла в тупик – не беда. Это ли не повод обратиться за помощью к научному руководителю? Один телефонный звонок – и его уже ждут в доме преподавателя.
Хризантемы. Он шёл по дороге, шебурша опавшими листьями под ногами, а перед глазами вместо них светились в белой фарфоровой вазочке цветы, и нос игриво щекотал еловый запах. Что же это такое?.. Он считал, что любит розы – кроваво-красные, сильные, недоступные, выразительные. Откуда взялись хризантемы? Грустные, пронзительные хризантемы... Дочка профессора. Та самая, со скучными серо-зелёными глазами. Та, что писала картины. Кто она, как её зовут, чем она занимается? Вдруг она стала интересной, загадочной, хотя всего две недели назад казалась отвратительной, возмутительно-обычной среди своих волшебных картин...
Вот он подошёл к её дому. Тая странное волнение в груди, поднимавшееся к горлу и словно сжимавшее его, мешавшее говорить, он позвонил. Мгновение спустя дверь открылась, и насмешливый голос поинтересовался:
- А, ценитель живописи? Добрый вечер. Виктор, кажется?
- Да. А Вы...?
- Ах да, я же не представилась!.. Впрочем, как и Вы в прошлый раз, - напомнила о его ошибке девушка, подняв рукой редкую чёлку и пригладив её назад. Девушка улыбалась. Глаза её сверкали холодными огоньками, и Виктору показалось, что она вот-вот переродится, станет красивой, как та фея, что рисовала картины... но нет, улыбка погасла, и художница моргнула, потушив и огоньки в глазах. - Наталья.
- Очень приятно.
- Взаимно. Вас ждёт отец. Проходите, он в кабинете, как всегда.
Со второй главой разобрались быстрее, чем казалось — профессор, шутя, пожурил ученика, предположив, что голова его, по-видимому, занята вовсе не промышленной безопасностью, а хорошенькими девушками. Виктор вспыхнул, хотел возразить, но вспомнил красавицу-фею, живые цветы, маленькую девушку с тусклыми глазами и бледным, скучным лицом, и смолчал. К счастью, старый преподаватель, посмеиваясь, уже отвернулся и ничего не заметил. И оба так и не поняли, насколько прав был профессор...
Впрочем, Виктор ещё не раз заходил к нему за советом, пользуясь приглашением… даже чаще, чем надо бы. Он всё смотрел на картины, и что-то неясно щекотало в груди, не давало покоя ночью, и перед глазами вставала юная художница перед высоким мольбертом у окна с испачканными в краске руками и лицом.
Иногда он заставал её дома, и тогда они разговаривали. Если, конечно, можно было назвать разговором тот скудный обмен приветствиями и ничего не значащими фразами. Девушка была улыбчивой и дружелюбной. Её ничуть не смущал Виктор, и уже спустя несколько его посещений она охотно посвящала его в секреты живописи, когда он как будто бы случайно, как казалось не только ей, но и ему самому, останавливался у той или иной картины. Ещё художница сама с живым интересом выслушивала новости о научной работе гостя. Но вскоре вежливая беседа сходила на нет, и Виктор, боясь показаться навязчивым, прощался и уходил.
Однажды вечером он встретил дочку профессора на улице. Она стояла у киоска и рассматривала журналы, попутно расспрашивая продавщицу. «Роман-газета», - подумал Виктор. – Наверняка «Роман-газета». Да, она, кажется, читает её…»
Действительно, Наташа среди прочих попросила и этот журнал и отошла от киоска, на ходу застёгивая сумочку. Она не смотрела на дорогу и тут же поплатилась за это: не успев свернуть, на неё налетел велосипедист. Вывернув руль, парень умчался, даже не позаботившись о «подрезанной» девушке, которая, отшатнувшись, выронила журналы, и теперь собирала их с земли.
- Позвольте помочь, - присел рядом Виктор и подал знакомой подобранные журналы. – Всё-таки велосипедисты не должны ездить по тротуарам, да ещё и с такой скоростью…
Девушка вскинула на него глаза и в тот же момент настороженный, недобрый взгляд смягчился, она с неловкой улыбкой покачала головой, заправила за ухо выбившиеся волосы и поднялась.
- Где же ещё им ездить? – со смешком удивилась она. – Я сама виновата – нужно быть внимательней. А Вы, по-видимому, взялись преследовать меня?..
- А вот и нет. Но сопроводить Вас считаю своим долгом. Вы ведь домой идёте?
- Домой, - улыбка этой девушки менялась, не угасая, и теперь из насмешливой стала задумчиво-одобрительной. Помедлив немного, она шагнула вперёд и через плечо взглянула на Виктора. – Ну что ж, идёмте. И, думаю, можно обращаться друг к другу в единственном числе – нас ведь не так много, как требует того вежливость!..

*     *     *
Цвела осень. Жёлтыми, красными, рыжими цветами-листьями. Тепло, солнечно было на улице. Тепло было и на душе – так же ярко, радостно. Падающие листья будто устилали дно её, пустое, тёмное, и оттого становилась она мягче. Как хорошо было шуршать листьями под ногами - вместе!.. Как радовалась она, подставляя бледное, невыразительное лицо робкому осеннему солнцу, подбирая кленовые листья, показывая их ему… Ветер играл её волосами, собранными в тоненький хвост, и лишь глаза больно жгли злым огнём, загораясь от нечаянно сказанной им глупости.
Девушка сидела перед зеркалом, разглядывая своё отражение и корча ему недовольные гримасы. Ничего не изменилось, и эта хвалёная маска из глины не помогла: всё те же круги под глазами, прыщи на лбу и висках. Выдавить, что ли?..
- Ну не трогай ты!..
- Но он же сам просится…
- Не трогай, грязь занесёшь! Замажь тональником лучше.
- Дай.
- Где он у тебя?
- На столе где-то.
Виктор вздохнул, подошёл к столу и окинул обречённым взглядом поле боя карандашей, кистей, бумаг и всевозможной косметики. Ему кажется, или действительно только эта девушка плевать хотела на тушь и тени, и, забывшись, вполне может накраситься маслом или акварелью?..
- Тональник – это такой в белом тюбике, да?..
- В белых тюбиках там ещё много чего… - Наташа тоже встала у стола и тоже обречённо вздохнула. Обменявшись взглядами с Виктором, она вздохнула вторым контрольным выстрелом и принялась за поиски.
- Теперь совсем красавица, - одобрительно заметил Виктор, когда Наташа завершила туалет и закончила вертеться перед зеркалом. Он попытался чмокнуть её в щёчку, но девушка как-то ловко увернулась и оказалась у двери.
- Врун, - равнодушно заметила она и вышла из комнаты.
Он усмехнулся в ответ, подхватил её куртку и выбежал вслед за ней. Виктор хотел пойти в кино, но Наталья заупрямилась и выбрала галерею. Ей пригодится блокнот для записей, нужно захватить…
В этом году сентябрь был так долог!.. Так дивно, необычайно долог…
- Чего бы ты хотела? – спросил Виктор после галереи, приобняв девушку за талию. Это всегда происходило словно помимо его воли – руки сами искали её и находили.
Наташа подумала немного и ответила:
- Хочу, чтобы листьев на деревьях было больше, и сентябрь длился бы три месяца…
- И всё?.. – разочарованно протянул Виктор, успевший уже построить воздушные замки на эфирном фундаменте. Но вот замок пошатнулся…
- Всё.
Кажется, больше она действительно ничего не хотела. Хорошо было и так – сидеть на лавочке в редеющей тени клёна и есть мороженое.
Виктор был рядом – такой робкий молодой человек с влюблёнными глазами и приятной улыбкой… Большего она не видела. Глаза, в которые рассеянная девушка так редко заглядывала, и улыбка, которую не всегда замечала. Но и взгляд, и улыбку она чувствовала кожей. Однако её кожа была отнюдь не такой тонкой, как у всех: сквозь неё нелегко было пробиться стрелам амура.
- В парк, - изъявила свою волю Наташа и встала, не оглянувшись на Виктора. Он тоже встал, подставил локоть и неторопливо повёл свою художницу в парк.

*     *     *
На миг отпустив его руку, она перепрыгнула лужу и вновь приникла к его плечу.
- Холодно. Идём домой.
Виктор тоскливо посмотрел на мимозы, продававшиеся у парка, но Наташа перехватила его взгляд:
- Я не хочу мимоз. Они сухие и жёсткие.
- Но тебе же нравится жёлтый?
- Да. Но не мимозы.
Они вышли из парка, и Виктор проводил девушку до дома. Прощаясь, поцеловал милосердно подставленную щёчку, и, не дождавшись ответного поцелуя, попрощался.
Не замечая ни весенних луж, ни зимних сугробов, отчаянно боровшихся за место на мартовской земле, парень брёл домой. Как же, как?.. Уже полгода прошло, а он всё не знает ответа. Как завоевать художницу – эту странную фею, чуждую, далёкую?..
Вчера надо было сдать черновик диссертации… А он и думать о ней не может. Как опостылело всё вокруг!.. Как всё серо, мокро, жалко. Где же взять сил, где взять цвета, чтобы раскрасить и будни, и выходные? Почему никто не хочет понять и поверить в его беду? Почему всё кажется таким простым и радужным со стороны?
Почему они думают, что диссертация даётся легко? Почему считают, что не трудно сидеть над учебниками? Почему полагают, что и в любви всё так просто?.. У Виктора есть всё – и нет ничего. Ни научной работы, ни профессорской дочки, к которой, казалось, лишь руку протяни…
Влюбиться было нелегко. Ещё сложнее было любить – более неблагодарный объект для первой, самой трепетной и нежной любви, надо было ещё поискать.
На глаза попался киоск с цветами. Виктор поколебался немного, но всё же подошёл к нему.

*     *     *
Она пришла домой и взялась за карандаш – надо бы сделать набросок, пока есть силы и желание.
Рука знает своё дело – можно даже не думать, а просто водить по бумаге грифелем, оставляя плавные линии, которые сами собой переплетаются, круглятся и изгибаются в танце, создавая рисунок. Взмах, ещё взмах, и однообразные штрихи ложатся тенью на непривычный образ. Что же выйдет из этого?..
Наташа предпочитала не размышлять, полностью отдаваясь рисованию и полагаясь на свои руки. Она уходила в иные миры, она забывала обо всём вокруг, когда стояла перед мольбертом. Но сейчас… сейчас что-то необычно тревожило душу, и, чувствуя смуту, серые полосы на бумаге складывались в странные фигуры…
Она всё сомневалась. Она писала картины, и это было единственным, что волновало её глубоко и постоянно. Загадка – как она писала их, как они могли жить, если она не любила никогда? А если она и вовсе не умеет любить?.. Почему дышали её холсты, теребившие его душу?..
В дверь постучали. Девушка вздрогнула, приходя в себя, и отложила карандаш. Как всегда, не глядя в «глазок», подошла к двери и резким движением потянула её на себя.
Странно – никого нет. Хулиганы?.. Что за глупая шутка? Наташа нахмурилась и уже хотела закрыть дверь, но, опустив глаза, увидела на коврике букет непримиримо-жёлтых хризантем, вызывающе светящихся в обыденной серости коридора.
Перебирая пальцами нежные лепестки, девушка медленно вернулась в комнату, постояла у окна, вглядываясь в ярко-голубое небо, и повернулась к столу, на котором оставила незаконченный рисунок. Бросила на него недоверчивый взгляд, которым удостаивала каждое начинание, и не узнала его.
Что за вздор?..
Откуда на её столе, на её бумаге, из-под её карандаша взялось это уродство?.. Что забыл здесь этот авангардистский набросок, это безобразное угловатое лицо, этот скорбный рот, обозначенный одной только чертой, эти впалые щёки, эти непокорные вихры волос, этот высокий хмурый лоб и эти молящие, полные боли и укора глаза, глядящие пронзительно из-под излома строгих бровей?.. Как могло всё это выйти из-под того же карандаша, что всегда послушно писал округлые линии пейзажей и натюрмортов?..
Выронив цветы, Наташа в два шага оказалась у стола и резким движением руки схватила и скомкала рисунок. В ярости изорвала его в клочья и с чувством облегченья бросила в мусорную корзину.
Нужно больше думать о работе и оттачивать стиль, не давая воли карандашу. Наташа собирается стать профессионалом, и потому не может позволить себе таких выкрутасов.

*     *     *
Этой томительной весной ночи тянулись, как никогда. Невероятно длинные, невероятно одинокие ночи вдвоём, вдали от всего мира, вдали друг от друга, так далеко, что только руки соприкасаются и всего лишь общее одеяло укрывает обоих.
Сложно прогнать мысли и не думать об одном, но разными словами. Сложно смотреть в потолок и унимать сердце, безумно стучащее в груди, и так же сложно заставлять его биться, гнать постылую кровь по сухим венам.
Любить больно.
Ещё больнее не любить. Тяжело носить камень в груди. Он не страдает, не мучается, не мечется, словно птица в клетке. Но он тяжёл, он тянет живое, тёплое, жаждущее тепла и ласки, но безвольное, подвластное сердцу и разуму тело на дно – холодное, сырое, гнилое. Больно не любить. Больно лежать на дне и видеть, как парят в небесах другие, как падают, опалив крылья, и как взлетают вновь. Они плачут, когда любовь их не взаимна; камень не плачет. В камне нет слёз.
Что такое любовь? Этот вопрос не давал ей покоя. Как понять, что любишь? Что при этом должно болеть или чесаться?.. Смешно, скажете Вы?.. Нет, грустно. Очень, очень грустно. Не передать, как грустно и страшно – не уметь любить… Не радоваться встрече, не ждать звонка, не плакать от разлуки и не смеяться вместе.
Но можно и так. Как-то так. Ко всему привыкает человек – привыкнет и к этому. Зато не нужно страдать и терзаться, не нужно ревновать, не нужно никуда торопиться и ломать голову, чем бы ещё порадовать любимого… Но всё же…
Всё же…

*     *     *
Виктор знал уже давно, что девушка, которая пишет живые картины, не отдаст ему своего сердца. Руку он может взять и может одеть кольцо на пальчик, но разве окольцуешь душу – холодную и пустую?..
Ежедневно он сражался за эту душу, шёл в бой с бесстрастным взглядом, с безжизненным телом, которое никак не отзывалось на объятия, он бился о невидимые стены, которых не было, и каждый день терпел поражение. Виктор перестал уже говорить ей, что она будет его –  ведь она лишь улыбалась в ответ. Улыбалась нежно, но не верила. Хотела, быть может, чтобы так оно и было, но не верила.
Силы его иссякали. Он понимал, что тянуть больше нельзя, что надо кончать с этим, что девушка не любит его, но по-прежнему приходил к ней в гости и нёс цветы. Жёлтые, как тот сентябрь, когда они познакомились. Как та картина, в которую он влюбился. Очень жёлтые цветы…
Но жёлтый – цвет разлуки.
И снова пошло замершее на миг время. Пролетели часы, упорхнули дни, ушли ночи. Не стало недели.
И только теперь она увидела, что завяли цветы на окне. Жёлтые, как янтарь. Жёлтые, совсем как на картине… свежих цветов не было.
Наташа рассеянно вытерла руки о тряпочку, отошла от мольберта, встала у окна. Свежих цветов нет. И только. Почему же так тревожно душе? Что не так?..
По стеклу размазывался дождь, некрасивый, холодный, серый на фоне тошнотворного серого неба, такого же серого и бездушного, как её глаза…
Не было цветов.
Кто это там спешит по тротуару в укрытие от дождя?.. Кто под ручку ведёт длинноногую девушку в красном плаще?.. Кто подарил ей розы, алые, как её прелестные губы?.. Кто это бросил такой долгий, такой мучительный взгляд через плечо на окно профессорской дочки?.. Чей взгляд заставил покрыться мурашками её кожу?..
Свежие жёлтые цветы. Их не было. И больше не будет. Остались лишь нарисованные.
Совсем как живые!..

Отредактировано Ата (2013-04-09 01:26:37)

0

2

мне всё ещё интересно ваше мнение!..)

0

3

В прошлой жизни я был наемным убийцей. Однажды мне заказали меня. Цена не устроила и я отказался. Не потому что такой жадный и не потому что трус. Но потому что я профессионал.

0

4

Смешанные чувства вызывает.
Каменное сердце (с названием вкупе) - банальный символ. Излишний, пожалуй. Всё, что нужно, читается и без него.
Конфликт профессионального и личного - почтенная тема. Важная и нужная.
Всплывает также интересный вопрос об искусственном и настоящем в пути художника. Чем питается искусство, как оно соотносится с чувствами художника и может ли оно быть прекрасным, когда художник избегает чувств? Мне лично не хватает более чёткого указания на мнение, выражаемое в этом рассказе, но, может, я просто не понимаю.
Не вполне понимаю также значение образа идеальной феи, являвшегося Виктору в начале. В просматривающейся системе со- и противопоставлений он далее теряется, провисает... Но ведь он и не проходной шаблонный символ несоответствия воображаемого действительному.
Не уверена в том, что вижу, не уверена в своём восприятии. Поэтому молчу.

0

5

Спасибо за отзывы!

Morlot написал(а):

Всплывает также интересный вопрос об искусственном и настоящем в пути художника. Чем питается искусство, как оно соотносится с чувствами художника и может ли оно быть прекрасным, когда художник избегает чувств?

мне казалось, я дала неплохое описание творений художницы - живых, особенных до встречи с Виктором, из чего следует, что её творческий путь не зависит от другого человека. Когда же чувство навязывается, почти насильно пробуждается в художнике - именно этом художнике, которому нужно уединение, - что-то меняется. Моей героине показалось, что не в лучшую сторону, она этого испугалась, и решила оставить всё, как было. Было хорошо, а насколько лучше или хуже стало бы, узнать не хватило смелости. Или, напротив, хватило ума, чтобы не допустить перемен. Здесь на весы брошено искусство и чувство - мой творец однозадачен, и он делает свой выбор.

Morlot написал(а):

Не вполне понимаю также значение образа идеальной феи, являвшегося Виктору в начале. В просматривающейся системе со- и противопоставлений он далее теряется, провисает... Но ведь он и не проходной шаблонный символ несоответствия воображаемого действительному.

Я не стала сильно мудрить, и лишь хотела уйти от "конфетных" образов, а также показать, что, сняв розовые очки и пережив разочарование, Виктор влюбился снова, приняв девушку "со всеми недостатками, которые видны, со скверными задатками, которые даны". Образ действительно растаял, осталось чувство - увы, не взаимное.

0

6

Ата написал(а):

Цветы. Всё началось с цветов.
Их было немного – один удачно составленный букет из нескольких цветков, названий которых он не знал, и травинок, торчавших в разные  стороны. Удивительно – цветы пахли. Стояли в белой фарфоровой вазочке с оранжевой каёмкой и – пахли. Чудесно, едва уловимо. Они манили мягкими оттенками жёлтого и белого, и свежим, лёгким ароматом. Итак, цветы, стоявшие на подоконнике, чуть покачивались от дуновения ветра из открытого настежь окна и пахли. Тем удивительнее был их тонкий аромат, что цветы заключены были в рамку и висели на стене в гостиной, нарисованные на обыкновенном холсте.

Мне понравилось описание, вполне удачно.

Ата написал(а):

Моя. Как и все здесь.

Споткнулся. Всё здесь моё, звучит не очень. Как бы переформулировать. Типа - они здесь все мои. Не уверен.

Ата написал(а):

- Она прекрасна. Я будто чувствую аромат этих цветов. Как они называются?
- Хризантемы, - девушка тщательно протёрла кисть тряпочкой и отложила в сторону, взяв другую. Не отрывая взгляда от мольберта, она спросила: - Вы правда чувствуете их запах?
- Да, они пахнут ёлкой, - сказал он и вновь взглянул на картину.
- Ёлкой, да... - согласилась художница и долгим оценивающим взглядом смерила незнакомца, зачарованно глядевшего на нарисованные цветы.
- Вы пришли к моему отцу?
- Да... да-да, к профессору... - торопливо закивал головой юноша, с трудом оторвавшись от белого холста, на котором уверенными мазками прямо на его глазах творилось чудо. Как невежливо!.. Он, должно быть, уже несколько минут смотрит, не отрывая глаз, а ведь пришёл сюда по важному делу к важному человеку. Но вместо этого, даже не представившись, стоит над его дочерью, и, верно, ужасно мешает.
- Извините... Где я могу его найти?
- Он в кабинете прямо по коридору. До свидания.
- Спасибо... До свидания.

Я бы немного оживил диалог, фразы слишком висят в воздухе.

Ата написал(а):

Ссутулившись, с равнодушным видом она водила кистью по холсту, наблюдая за ней безжизненными серо-зелёными глазами. Вместо золотистых локонов, которые должны были обрамлять кукольное личико, один жиденький хвостик вяло стекал по плечу, застенчиво указывая в пол. Руки девушки – красивые, с длинными, тонкими пальцами и неухоженными ногтями, измазаны были красками так же, как и скучное, ничем не примечательное лицо. Вот поднялась рука и самым обычным, совсем не божественным, движением почесала нос, оставив на нём бледно-голубой мазок.
Он отвернулся, не в силах вынести правды. Перед глазами вновь возникла фея, гордая, красивая, и он, не противясь лживой фантазии, поспешил удалиться.

Тоже неплохое описание. Хотя имхо, реакция героя несколько театрально-избыточно описана.

Ата написал(а):

Он считал, что любит розы – кроваво-красные, сильные, недоступные, выразительные. Откуда взялись хризантемы? Грустные, пронзительные хризантемы... Дочка профессора. Та самая, со скучными серо-зелёными глазами. Та, что писала картины. Кто она, как её зовут, чем она занимается? Вдруг она стала интересной, загадочной, хотя всего две недели назад казалась отвратительной, возмутительно-обычной среди своих волшебных картин...

Вот это - честно написано, это мне нравится, театральности не чувствую.

Ата написал(а):

Взаимно. Вас ждёт отец. Проходите, он в кабинете, как всегда.

Всё же поработал бы над речью девушки. Как всегда в ней смотрится лишним.

Ата написал(а):

Цвела осень. Жёлтыми, красными, рыжими цветами-листьями. Тепло, солнечно было на улице. Тепло было и на душе – так же ярко, радостно. Падающие листья будто устилали дно её, пустое, тёмное, и оттого становилась она мягче. Как хорошо было шуршать листьями под ногами - вместе!.. Как радовалась она, подставляя бледное, невыразительное лицо робкому осеннему солнцу, подбирая кленовые листья, показывая их ему… Ветер играл её волосами, собранными в тоненький хвост, и лишь глаза больно жгли злым огнём, загораясь от нечаянно сказанной им глупости.
Девушка сидела перед зеркалом, разглядывая своё отражение и корча ему недовольные гримасы. Ничего не изменилось, и эта хвалёная маска из глины не помогла: всё те же круги под глазами, прыщи на лбу и висках. Выдавить, что ли?..

Вполне, но очень чувствуется влияние кого-то из классиков начала 20го века. Понять не могу кого именно, но в итоге хронологию лексически мощно возвращает то в 20е, то в 50е годы. А аспирант-то на компьютере лабает.

Ата написал(а):

Ну не трогай ты!..
- Но он же сам просится…
- Не трогай, грязь занесёшь! Замажь тональником лучше.
- Дай.
- Где он у тебя?
- На столе где-то.

Вот это диалог наиболее достоверный из всех предыдущих. Хотя три последние фразы пустые совершенно. Но живые.

Ата написал(а):

Не замечая ни весенних луж, ни зимних сугробов, отчаянно боровшихся за место на мартовской земле, парень брёл домой. Как же, как?.. Уже полгода прошло, а он всё не знает ответа. К

Хронология внезапна.

Ата написал(а):

Этой томительной весной ночи тянулись, как никогда. Невероятно длинные, невероятно одинокие ночи вдвоём, вдали от всего мира, вдали друг от друга, так далеко, что только руки соприкасаются и всего лишь общее одеяло укрывает обоих.
Сложно прогнать мысли и не думать об одном, но разными словами. Сложно смотреть в потолок и унимать сердце, безумно стучащее в груди, и так же сложно заставлять его биться, гнать постылую кровь по сухим венам.
Любить больно.
Ещё больнее не любить. Тяжело носить камень в груди. Он не страдает, не мучается, не мечется, словно птица в клетке. Но он тяжёл, он тянет живое, тёплое, жаждущее тепла и ласки, но безвольное, подвластное сердцу и разуму тело на дно – холодное, сырое, гнилое. Больно не любить. Больно лежать на дне и видеть, как парят в небесах другие, как падают, опалив крылья, и как взлетают вновь. Они плачут, когда любовь их не взаимна; камень не плачет. В камне нет слёз.
Что такое любовь? Этот вопрос не давал ей покоя. Как понять, что любишь? Что при этом должно болеть или чесаться?.. Смешно, скажете Вы?.. Нет, грустно. Очень, очень грустно. Не передать, как грустно и страшно – не уметь любить… Не радоваться встрече, не ждать звонка, не плакать от разлуки и не смеяться вместе.
Но можно и так. Как-то так. Ко всему привыкает человек – привыкнет и к этому. Зато не нужно страдать и терзаться, не нужно ревновать, не нужно никуда торопиться и ломать голову, чем бы ещё порадовать любимого… Но всё же…
Всё же…

Это тоже понравилось.

Ата написал(а):

то это там спешит по тротуару в укрытие от дождя?.. Кто под ручку ведёт длинноногую девушку в красном плаще?.. Кто подарил ей розы, алые, как её прелестные губы?.. Кто это бросил такой долгий, такой мучительный взгляд через плечо на окно профессорской дочки?.. Чей взгляд заставил покрыться мурашками её кожу?..
Свежие жёлтые цветы. Их не было. И больше не будет. Остались лишь нарисованные.
Совсем как живые!..

Вполне хороший рассказ, не считая некоторых недочётов. Хотя окончание скомкано по сравнению с началом, по сути темп не выдержан, это не очень хорошо.

0

7

Фёдор Сумкин написал(а):

Я бы немного оживил диалог, фразы слишком висят в воздухе.

В этом рассказе прямая речь суховата, согласна. Слишком погрузилась в описание.

Фёдор Сумкин написал(а):

в итоге хронологию лексически мощно возвращает то в 20е, то в 50е годы. А аспирант-то на компьютере лабает.

Спасибо, что обратили внимание. Увлеклась...

Фёдор Сумкин написал(а):

окончание скомкано по сравнению с началом, по сути темп не выдержан, это не очень хорошо.

Работаю над этим, не раз замечала, что это вообще моя проблема.

Спасибо за ответ :)

0

8

Ата написал(а):

Спасибо за ответ

Успехов в творчестве!

Касательно темпа - его можно не пытаться замедлить, а сразу выбрать более быстрый.

0

9

Ата написал(а):

мне казалось, я дала неплохое описание творений художницы - живых, особенных до встречи с Виктором, из чего следует, что её творческий путь не зависит от другого человека. Когда же чувство навязывается, почти насильно пробуждается в художнике - именно этом художнике, которому нужно уединение, - что-то меняется. Моей героине показалось, что не в лучшую сторону, она этого испугалась, и решила оставить всё, как было. Было хорошо, а насколько лучше или хуже стало бы, узнать не хватило смелости. Или, напротив, хватило ума, чтобы не допустить перемен. Здесь на весы брошено искусство и чувство - мой творец однозадачен, и он делает свой выбор.

То есть, её творчество не становится в итоге хуже? Остаётся таким же (живым, особенным). Ясно, спасибо за пояснение. =)

Ата написал(а):

Я не стала сильно мудрить, и лишь хотела уйти от "конфетных" образов, а также показать, что, сняв розовые очки и пережив разочарование, Виктор влюбился снова, приняв девушку "со всеми недостатками, которые видны, со скверными задатками, которые даны".

Но стоило ли к "конфетным" образам вообще приходить? Слишком уж в глаза бросается. Хотя, может, это я слишком занудствую. =(

0

10

Ата, здравствуйте. Попробую на свой вкус покорректировать.

Нравится: название (отдает Бажовым или что-то еще современно-уральское), имя Виктор, диссертация(она тут неживая в начале, но читала последние абзацы - вспомнилась как привязка к суетящемуся многоцелевому миру), многословие, некоторые отдельные фразы ("Что при этом должно болеть или чесаться?") итд

Про темп верно подмечено. Не отношу ни в какую категорию, адажио тоже иногда хочется.

Не нравится... Томительная весна, кленовые листья (собирайте иву!), розы-губы нунормальножепошлирозынетблин. Подростковостью шарахает или Стасом Михайловым.
Плюс основное: для меня диалоги плачут. Диссертация, а тут простите школьник.

Ата написал(а):

Я будто чувствую аромат этих цветов. Как они называются?- Хризантемы,

Вот это меня всегда убивало. Согласитесь, были бы это агапантусы или птицемлечник, много целесообразнее было бы задавать вопрос. А то и подсолнух можно не узнать. Вообще и хризантемы-то очень разные бывают, и люблю я их, И даже с розами (где их противопоставляют) они по тексту не конфликтуют, не простят его, но простит другое, в основном начало:

Ата написал(а):

Цветы. Всё началось с цветов.Их было немного – один удачно составленный букет из нескольких цветков, названий которых он не знал, и травинок, торчавших в разные  стороны. Удивительно – цветы пахли. Стояли в белой фарфоровой вазочке с оранжевой каёмкой и – пахли. Чудесно, едва уловимо. Они манили мягкими оттенками жёлтого и белого, и свежим, лёгким ароматом. Итак, цветы, стоявшие на подоконнике, чуть покачивались от дуновения ветра из открытого настежь окна и пахли. Тем удивительнее был их тонкий аромат, что цветы заключены были в рамку и висели на стене в гостиной, нарисованные на обыкновенном холсте.Она сидела у окна и лёгкими движениями руки поднимала и опускала кисть, то и дело касаясь ею палитры. Буйство красок на палитре смущало глаз, но не кисть – она уверенно забирала часть масла то с одной, то с другой её стороны, и несла краску на холст, распятый на мольберте.- Прошу прощения, это Ваша картина? Та, что висит над комодом? - он подошёл к ней и встал справа так, чтобы не загораживать свет.Художница подняла взгляд и снова опустила его на холст.- Моя. Как и все здесь.- Она прекрасна. Я будто чувствую аромат этих цветов. Как они называются?- Хризантемы, - девушка тщательно протёрла кисть тряпочкой и отложила в сторону, взяв другую. Не отрывая взгляда от мольберта, она спросила: - Вы правда чувствуете их запах?- Да, они пахнут ёлкой, - сказал он и вновь взглянул на картину.- Ёлкой, да... - согласилась художница и долгим оценивающим взглядом смерила незнакомца, зачарованно глядевшего на нарисованные цветы.- Вы пришли к моему отцу?- Да... да-да, к профессору... - торопливо закивал головой юноша, с трудом оторвавшись от белого холста, на котором уверенными мазками прямо на его глазах творилось чудо. Как невежливо!.. Он, должно быть, уже несколько минут смотрит, не отрывая глаз, а ведь пришёл сюда по важному делу к важному человеку. Но вместо этого, даже не представившись, стоит над его дочерью, и, верно, ужасно мешает.- Извините... Где я могу его найти?- Он в кабинете прямо по коридору. До свидания.- Спасибо... До свидания.

Цветы. Всё началось с цветов.
Их было немного: один удачно составленный букет из нескольких цветков, в названии которых он сомневался, и травинок, торчавших в разные  стороны. Удивительным был тот факт, как они пахли. Стояли в белой фарфоровой вазочке с оранжевой каёмкой и – пахли, чудесно, едва уловимо. Стояли на подоконнике, чуть покачивались от ветра из открытого настежь окна и буквально манили мягкими оттенками жёлтого и белого. А свежий, лёгкий аромат был тем необычнее, что цветы заключены были в рамку и висели, нарисованные на обыкновенном холсте, на стене в гостиной.
Она сидела у окна и лёгкими движениями руки поднимала и опускала кисть, то и дело касаясь ею палитры. Там буйство красок смущало его глаз, но не глаз мастера – кисточка уверенно забирала часть масла то с одной, то с другой стороны, и несла краску на распятый на мольберте холст.
- Прошу прощения, это Ваша картина? Та, что висит над комодом? - он подошёл к ней и встал справа так, чтобы не загораживать свет.
Художница подняла взгляд и снова опустила его на работу.
- Моя. Как и все здесь.
- Она прекрасна. Я даже вроде чувствую аромат этих цветов. Хризантемы?
- Хризантемы, - девушка тщательно протёрла кисть тряпочкой и отложила в сторону, взяв другую. Не отрывая взгляда от мольберта, она спросила: - Вы правда чувствуете?
- Да, пахнет ёлкой, - он снова перевел взгляд на картину.
- Похоже на елку... - согласилась художница и долгим оценивающим взглядом смерила незнакомца, зачарованно глядевшего на нарисованное, - Вы пришли к моему отцу?
- Да... именно, к профессору... - торопливо закивал головой тот, наконец оторвавшись от белизны и чистоты, на которой уверенными мазками рождалось и росло чудо. Как невежливо!.. Он, должно быть, уже несколько минут смотрит, не отводя глаз, а ведь пришёл сюда по важному делу к другому человеку. Но вместо этого, даже не представившись, стоит над его дочерью, и, верно, ужасно мешает.
- Извините. Где я могу его найти?
- Он в кабинете прямо по коридору. До свидания.
- Спасибо... До свидания.

Даже наверное так будет лучше, понимаете? Потому что самое-самое начало, а оно убилось.

Ата написал(а):

Со второй главой разобрались быстрее, чем казалось

Чем ожидалось?
Ляпы есть, но в целом очень живенько и по-доброму. Впечатление: несмотря на - приятно.

Отредактировано Оранжевая Кошка (2013-05-02 01:52:12)

0

11

Здравствуйте, Оранжевая Кошка! Спасибо за отзыв.

Оранжевая Кошка написал(а):

Согласитесь, были бы это агапантусы или птицемлечник, много целесообразнее было бы задавать вопрос.

Не соглашусь) Именно потому, что знаю, как это бывает. Мой братец, которому 23 года, герани умудрился обозвать кабачками, заявив, что они красиво цветут... Правда-правда :)

Оранжевая Кошка написал(а):

Попробую на свой вкус покорректировать.

Спасибо за попытку, конечно, но в корне не согласна с "отредактированным" началом. Поверьте, я знаю, что такое завязка, и здесь взвешено каждое слово. Однако спасибо, что обратили внимание на повторы. Положа руку на сердце, считаю это единственным недочётом, и оспаривать буду каждое Ваше "исправление".

Оранжевая Кошка написал(а):

Удивительным был тот факт, как они пахли.

КАК пахли цветы - не удивительно. Цветы пахнут, и это нормально. Удивительно то, что конкретно эти, нарисованные, цветы пахли вообще. В этом суть.

Оранжевая Кошка написал(а):

буквально манили

Конечно, буквально. Зачем уточнять?.. Искусство - на то и искусство, чтобы зачаровывать.

Оранжевая Кошка написал(а):

смущало его глаз, но не глаз мастера

я не случайно написала : "глаз, но не кисть". Это не ошибка. Мой художник творит и видит руками, а не головой.

Оранжевая Кошка написал(а):

Похоже на елку... - согласилась художница и долгим оценивающим взглядом смерила незнакомца, зачарованно глядевшего на нарисованное,

и напоследок: вопрос восприятия действительности. "Пахнет ёлкой" - её категоричное мнение, которое она никому не желает навязывать, и человек, который сам дошёл до этого, вызывает у неё интерес, оценивающий взгляд. "НарисованнОЕ"!.. неееет, это работа, картина, холст, взлелеянное дитя художника! А Вы о нём в среднем роде... И картины, к тому же, не рисуют, а пишут)

0

12

Так текст-то ваш, я и не претендую и не ожидала принятия моего варианта) То, что вы хотите сказать, очень видно - я просто попробовала показать, что я в нем вижу как читатель. На переделке это банально быстрее, а редактировать за кого-то - крамольно)))

Ата написал(а):

Мой братец, которому 23 года

Да, знаем таких =) Но ведь не про ошибки интересно читать.

КАК пахнут цветы - неудивительно....В этом суть

Да я понимаю. Как они умудрялись пахнуть, иными словами))

"Пахнет ёлкой" - её категоричное мнение, которое она никому не желает навязывать, и человек, который сам дошёл до этого, вызывает у неё интерес, оценивающий взгляд.

А. Разница контекстов. Здесь извините.

Буйство красок на палитре смущало глаз, но не кисть.

  По мне, шероховато: смутить кисть тяжело. И почему буйство красок в месте, предназначенном для их смешивания, должно смущать зрение: именно там именно это и ожидаешь увидеть, есть психологическая подготовка. Целых два нюанса, почему "в предложении что-то не так".

Конечно, буквально. Зачем уточнять?..

У вас части текста отсылают к взрослому душевному миру (естественно и читателя также), достаточно личному, как первый абзац, а части -  размышления о любви, с вкраплениями пафосности, это отчуждает. Пожалуй, этим словом для меня создается "золотая середина", потому что иначе "манящий" читается с холодноватой ноткой, а так слово "буквально" забирает огонь на себя.

А Вы о нём в среднем роде... И картины, к тому же, не рисуют, а пишут)

Вы любите яблоки, например? Они среднего рода, и их тоже пишут) Не знаю. Мне показалось, что попроще здесь будет лучше.

0

13

На вкус и цвет все фломастеры разные, иными словами :) Спасибо за подробное разъяснение своей точки зрения. Постараюсь впредь избегать такой двусмысленности, чтобы читатель сразу понимал, что я хотела сказать.

0

14

Ата написал(а):

фломастеры разные

Еще какие  :D 
А! Да, про тональник с Федором солидарна - очхорошо.

Про герань мне честно понравилось) Не сердитесь на меня)

0


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Проза » Когда плачет камень