Увы, поэзия – очень нелегкое занятие. Если, конечно, писать по-настоящему, а не «села муха на варенье». Чтобы овладеть началами поэтического мастерства, очень полезно попробовать поработать в твердых формах. Это всем известный сонет, баллада, вилланель, риторнель, касыда… и рондель.
Пора напомнить всем, кто знает, а тем, кто не знает – просто рассказать о том, что такое рондель.
Изобрел рондель средневековый французский поэт Эсташ Дежан, в Россию эту форму принесли Северянин и Софья Парнок, причем Северянин часто называл ронделями стихи, которые таковыми не являются.
РОНДЕЛЬ – стихотворение из 13 строк, связанных двумя рифмами, с повторением 1-ой строки 3 раза, а 2-й- 2 раза, с расположением рифм: АВВА, АВАВ, АВВАА.
На первый взгляд ничего сложного. Но! Вы наверняка уже убедились, как трудно подбирать грамотные рифмы даже в одном катрене. С рифмами поэту одна беда: неточная – так ассонансами злоупотреблять нехорошо, банальная – позор, глагольная – примитивно, однокоренная – КГ/АМ, а попробуй найди красивую, точную, свежую рифму по разным частям речи! Поневоле возненавидишь эту Санди. Несведущие новички стихосложения, ничего по теории не читавшие, воображают, что это Санди сама выдумала… А загуглить им, конечно, лень. А вдруг окажется, что Санди права, – это же какой разрыв шаблона произойдет! Так вот, с двумя рифмами в одном катрене (на АА и на ВВ) мы справимся, но в рондели их не две. В рондели все 13 строк нужно зарифмовать, используя только две рифмы (например, на -кѐ и на -ѝсто). Если это доведет вас до слез, просто подумайте, что вы сейчас занимаетесь практикой по рифмовке, чтобы стать настоящим мастером оной…
Но две рифмы на все 13 строк – это еще полбеды. В рондели очень важно отслеживать расположение рифм – так называемую схему рифмовки. Ее, эту схему, нельзя произвольно менять и в обычном рифмованном стихе с классическим, да и неклассическим размером. Но твердые формы потому и твердые, что отличаются особой, раз навсегда определенной схемой рифмовки.
Однако рифмовка – не единственное, что ограничивает (и при этом очень дисциплинирует) поэтское перо. Большинство твердых форм требовательно к размеру, рондель – не исключение. Как и многие средневековые формы, рондель пишется двухсложным размером, чаще ямбом. Классическая рондель – это 4-стопный ямб. Как у Пушкина. Иными словами (если кому-то еще трудно отличать ямбы от хореев или подсчитывать стопы), у вас в каждой строке рондели должно быть 8-9 слогов, и каждый второй из них – ударный. Например:
Вот МЫшь ЗелЕнаЯ гулЯет
По ГлАвной, вЕселО свистЯ.
НаИвно вЕрит, кАк дитЯ,
Что здЕсь рондЕли пОвстречАет!
Вы наверняка, конечно, заметили, что ритмическое ударение – икт – может падать и на безударные слоги в слове, но важно, чтобы из-за иктов не сбивались грамматические ударения и не появлялись все эти многочисленные «твОи», «мОи» и «свОи», которыми пестрят стихи новичков.
Но вот мы выдержали схему рифмовки, сумели найти свежие рифмы с одинаковыми созвучиями, безукоризненно отшлифовали ритмику…
А не забыли ли мы о композиции рондели? Многие твердые формы требовательны к композиции стихотворения. Кстати, это умение тоже очень пригодится каждому автору. А то у многих начинающих получаются не стихи, а каша со смысловыми перескоками и невнятицей.
Рондель по части композиции не столь сурова, как сонет. Обычно в первых двух катренах либо о чем-то повествуется, либо излагаются какие-то лирические размышления, переживания. Заключительное пятистишие должно как бы подводить итог, содержать вывод. В отличие от сонета, рондель – это почти чисто лирическое, иногда юмористическое стихотворение. Она крайне редко бывает сюжетной. Оставим сюжеты балладе… Но вывод быть должен.
А главная композиционная трудность – это повторы. Да, в рондели повторяются строки! И если кто-то подумает, что это упрощает поэту работу, то он ошибется. Повтор – мощное средство выразительности, им нельзя злоупотреблять, он должен быть уместен. А в твердых формах повторы еще и имеют закрепленное место в стихе. И очень трудно вписать эти повторы так, чтобы они смотрелись логично и не нарочито.
Еще раз схема рондели: АВbа аbАВ аbbаА. Заметили, что некоторые строки выделены большими буквами? Это те строки, которые повторяются. 1 и 2 строки – они же и 3 и 4, а 1 строка еще и завершает стих. Да вот, удачный пример – рондель С. Парнок:

Она поёт: «Аллаверды, Аллаверды —
Господь с тобою», —
И вздрогнул он, привычный к бою,
Пришлец из буйной Кабарды.

Рука и взгляд его тверды, —
Не трепетали пред пальбою.
Она поёт: «Аллаверды, Аллаверды —
Господь с тобою».

Озарены цыган ряды
Луной и жжёнкой голубою.
И, упоённая собою,
Под треск гитар, под вопль орды
Она поёт: «Аллаверды».

Это не совсем «правильная» рондель, потому что здесь варьируется стопность в строках. Опытному поэту такие «вольности» позволительны, потому что опытный поэт умеет за счет изменения стопности придать ритмическое разнообразие и выразительность. Но мы, начинающие рондельщики, так поступать пока не будем. На Главной и без наших упражнений полно стихов, где «вариации стопности» происходят за счет элементарного отсутствия чувства ритма.
Строго говоря, классическая форма рондели – не единственная. Существует двойная рондель (в 16 строк) и большая (25 строк). Однако не слишком ли много информации для первой попытки? Давайте сперва классическую осваивать, а уж потом и вариации попробуем.

Вот шутки шутками, а стоило это опубликовать у нас на сайте - и теперь каждый день кто-нибудь пишет рондель. Их на самом деле технически очень просто писать, баллада или касыда в разы требовательнее. Правда, никто не обещает, что "написать технически просто" = "легко написать хорошо"

http://blacksylphide.diary.ru/p19386352 … #653879109