Возвращение Пернатого Змея
Спустя много лет Кецаткоатль вернется из-за моря в образе белого человека…
Шла эпоха Пятого Солнца – последнего Солнца по верованиям ацтеков. Видимо, первые жрецы этого воинственного народа действительно обладали даром предвидения, если при составлении календаря смогли точно определить год начала конца света. Для ацтеков этой датой стал год 1519 от Рождества Христова, год, когда в Мексиканский залив вошла испанская флотилия под командованием Эрнана Кортеса…
Столица Мексики встречала восход солнца. Однако определить время появления светила на синем небосводе, прославленном кистью Сикейроса, можно было только по часам, – оно не просматривалось сквозь пелену густого смога, нависающего над Мехико вот уже несколько десятилетий и год от года все крепче сжимавшего в объятиях задыхающийся город.
Долина озера Тескоко всегда была лакомым кусочком. Именно здесь располагались крупнейшие города всех цивилизаций Мезоамерики. Сначала это были ольмеки, потом – тольтеки, ацтеки, испанцы и вот теперь – мексиканцы.
С высоты птичьего полета Мехико представляет собой чашу в окружении гор, отдельные из которых – действующие вулканы. Здесь особый, в какой-то степени нехарактерный для Мексики климат: Мехико расположен довольно высоко над уровнем моря, из-за чего в зимнюю пору природа радует жителей легким снежком. Правда это бывает редко. Зато летом здесь никогда не бывает так жарко как, например, в Акапулько.
Знакомство с мексиканской столицей начинается с потрясающего пейзажа: на высоком холме лежит прекрасная женщина с распущенными волосами, а подле нее дымится гора, словно охраняя ее вечный сон. Так встречают гостей и возвращающихся домой мексиканцев два вулкана на страже Мехико – Истассиуатль и Попокатепетль. Увидеть их во всей красе можно в момент, когда самолет заходит на посадку в аэропорту Бенито Хуарес мексиканской столицы. Так что пристегните ремни безопасности и наслаждайтесь картиной мира, открывающейся перед вами.
Если у вас возникнут вопросы о происхождении этой красоты (а они возникнут), местные жители с гордостью поведают вам удивительную историю. Легенда рассказывает о любви принцессы ацтеков и храброго воина. Узнав, что ее возлюбленному грозит опасность, принцесса Мистли решила покончить жизнь самоубийством, не подозревая о триумфальном возвращении войск. Попока, найдя прекрасную девушку без дыхания, отнес ее высоко в горы и бережно уложил на вершину, надеясь, что выпавший снег пробудит ее ото сна. Храбрый воин склонился у ног своей возлюбленной с зажженным факелом в руке. С тех пор вулканы Истассиуатль – «Спящая женщина» – и Попокатепетль – «Курящийся холм» – возвышаются над долиной Мехико.
Эти легенды, сопровождающие жизнь современного города, пришли из далекого прошлого, того времени, когда на месте современного мегаполиса стоял величественный Теночтитлан – столица империи ацтеков. Надо сказать, что ацтеки, конечно, не были первым народом, освоившим территорию Долины Мехико, но они построили здесь один из величайших городов всех индейских цивилизаций. Город, приведший в трепет испанских конкистадоров.
Шла эпоха Пятого Солнца – последнего Солнца по верованиям ацтеков. Мало того, 1519-й европейский год по ацтекскому летоисчислению был первым годом Тростника, началом нового 52-годичного цикла, когда в соответствии с предсказаниями должен был вернуться в Мексику Кетцалькоатль, или Пернатый Змей, — бог света и плодородия, самый любимый и самый радостный из всех индейских богов. Его появления ждали со стороны океана — поэтому, когда бородатые испанцы высадились на берегу, их приняли за посланцев бога, ведь только Кетцалькоатль, единственный из всех богов, мог носить бороду.
Дольше всех в трагическом заблуждении относительно чужестранцев пребывал ацтекский император Мотекусома. Он привел Кортеса и его солдат в Теночтитлан как знатных и дорогих гостей. То, что увидели там испанцы, было похоже на фантастический сон. Город ацтеков стоял посреди громадного озера. Его храмы и пирамиды были выстроены на острове, а большинство жилых домов, сделанных из легкого тростника, буквально плавали на воде — «фундаментом» им служили своеобразные плоты из влаголюбивой растительности, дерна и ивовых кустов. От гнева богини воды Чальчиутлике – наводнения – город защищали три дамбы, протянувшиеся на несколько миль. Питьевую воду жители получали из акведуков. В окрестностях столицы ацтеки, презрев законы природы и вулканическое происхождение земли под ногами, устроили плодородные поля, называемые чинампами. Здесь выращивались совершенно диковинные для европейцев маис и кукуруза.
Архитектура города потрясала. Многочисленные храмы и жертвенники были украшены удивительной по красоте и мастерству резьбой. И золото… Для индейцев, не видевших в нем ценности, очевидной для испанцев, восторг чужестранцев был приятен, но непонятен. Для них золото было даром богов, металлом, украшавшим ритуальную одежду, храмы и жертвенники, священной данью смертных. Парадокс, но страсть к золоту не ослабила, а лишь укрепила веру ацтеков в божественное происхождение пришельцев.
Это была одна сторона медали. Вторая открылась испанцам позднее. В центре Теночтитлана возвышался Великий Храм в виде 45-метровой двуглавой пирамиды. В знак особого уважения Мотекусома предложил Кортесу подняться наверх. Знаменитый конкистадор особой впечатлительностью, как известно, не страдал, но увиденное заставило его содрогнуться. Черная от запекшейся крови лестница вела к двум святилищам. Одно из них принадлежало Уитцилопочтли, богу Солнца и войн, самому свирепому из ацтекских богов, другое — богу Дождя Тлалоку.
Оба божества постоянно «требовали» человеческих жертвоприношений, и их святилища были превращены ацтеками в натуральную бойню. Именно здесь, на каменных алтарях, специальными кремниевыми ножами жрецы рассекали грудь жертв, извлекая трепещущие, еще живые сердца и преподнося их в дар каменному идолу. Окровавленные тела сбрасывались вниз, к подножию пирамиды. Неизвестно, что больше поразило испанцев: бесконечные ряды черепов вокруг святилищ или груды золота во дворце императора.
И вот здесь Кортес решил взять на себя роль миссионера. Нет, он не собирался распространять христианскую веру среди местного населения. Он решил искоренить кровавое язычество, ставшее основой империи ацтеков. Испанский король, так ратовавший за распространение христианства, конечно, не оставит своего верного слугу без вознаграждения. А если не оценит, ацтекского золота, счастливо миновавшего королевскую казну и осевшего в карманах завоевателя, хватит на безбедную старость.
Судьбу империи решил не Кецаткоатль, а Золотой Телец. Впрочем, это уже неважно. Ацтеки сами написали свою историю. Они чувствовали, что государственное устройство, скрепленное кровью, нежизнеспособно. И отвели своей цивилизации срок существования непомерно малый и несопоставимый с уровнем культуры – всего несколько сотен лет. Роковая ошибка была сделана в самом начале пути.
Знакомясь со страшными подробностями первых кровавых «подвигов» ацтеков, трудно отделаться от ощущения, что первобытным, в сущности, народом управлял патологический маньяк. Его садистские, извращенные фантазии, оформленные как приказы верховного бога Уитцилопочтли, становились ритуалами, а последующие военные и политические успехи ацтеков закрепляли эти ритуалы, делая их обязательными для всех поколений.
Дело в том, что человеческое жертвоприношение, как бы оно ни было распространено в древней истории, все-таки рассматривалось жрецами как крайнее средство воздействия на высшие силы. У ацтеков же ритуальное умерщвление людей служило «стимулом» естественных, неизменных природных явлений — например, восхода солнца и его регулярного движения по небу.
Трагедия ацтеков, возможно, заключалась в том, что грубая патология одного сознания стала массовым психозом народа. Ежегодно жертвами ацтекских ритуальных убийств становилось десятки тысяч человек.
Насколько ацтекам не повезло с первыми правителями, настолько повезло с последним. Куаутемок, последний император Теночтитлана, юноша двадцати с небольшим лет, пытался спасти свою страну и народ от уничтожения. Но он оказался бессилен против хода истории и только отсрочил падение империи ценой собственной жизни.
Разрушив Теночтитлан, испанцы, словно мстя по инерции уже самой природе, осушили озеро Тескоко. Климат Долины Мехико резко изменился. Город оказался на дне гигантской чаши. С ноября по апрель дождей здесь почти не бывает, Мехико задыхается от пыли, а воду приходится качать насосами издалека. Зато в сезон дождей Мехико заливает, и с помощью тех же насосов жители спасаются уже от влаги.
Это далеко не единственная проблема крупнейшего мегаполиса планеты: по мере того, как насосы выкачивают подземные воды, город опускается. В среднем на четверть метра в год, но неравномерно. Знаменитая колонна с ангелом, воздвигнутая на площади Реформы в 1910 году, покоится на сваях, вбитых глубоко в землю, и поэтому держится устойчиво. Улицы же вокруг опускаются, так что каждые несколько лет на лестницах, ведущих к подножию монумента приходится наращивать по ступеньке. Полное впечатление, что ангел на колонне вздымается все выше к задымленному небу...
Кортес добился своего. За исключением некоторых экспонатов в Музее антропологии и «робких» раскопок, прячущихся позади Кафедрального Собора, в Мехико нет практически ничего, что бы напоминало об ацтеках. Бесконечные жилые кварталы тянутся до горизонта. Трудно представить, что на месте этого скопища домов, людей и автомобилей когда-то плескалось громадное озеро, посреди которого стоял, сверкая храмами, роскошный город.
Шла эпоха Пятого Солнца – последнего Солнца по верованиям ацтеков…
Отредактировано Дюдюка (2009-09-17 19:50:48)