Литературный форум Белый Кот

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Проза » Всё моё


Всё моё

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Осень, песня и рыжий котёнок

«Если долго смотреть на летящие над озябшим городом жёлтые листья, за спиной, наверное, вырастут крылья…И можно будет улететь куда-нибудь, далеко отсюда…» - думала Варька, глядя в окно. За окном – широкая, зелёная улица, громады домов… Где-то вдалеке улица чуть горбится – мост через речку Смоленку. Справа выворачивает новенький зелёный автобус – Варька почти наверняка знает, что «семёрка». Она их все практически «в лицо» знает, эти автобусы и троллейбусы.

У автобусов – маршруты. Листья не знают, куда лететь. Мечутся над мокрым асфальтом, над пожелтевшей травой и падают, в конце концов, истрёпанные ветром, прибитые дождём, и дворники сгребают их в рыхлые, перемешанные с уличной грязью кучи.
А птицы летят на юг. Но на самом-то деле и они, наверно, не знают, куда и зачем. Так велит инстинкт, наследие неведомых предков – более сообразительных, или может просто более удачливых.

У листьев нет ничего. А птицам не жаль покидать своих гнёзд. Не потому что весной они вернуться – птицы не люди и о весне пока не думают. Просто так надо.
А у Варьки – тёплый зелёный плед. Мамин. И самоучитель грузинского языка. И значит, даже если были бы крылья, лететь куда-то уже не так просто. У людей нет крыльев, потому что у них слишком много багажа. Нерационально получается.

У Маши – гитара и дивный голос. И сушёные яблоки. Маша тихонько напевает какие-то красивые и странные песни, которые Варька даже не слышала раньше.
А Варька сидит на широком подоконнике, скрестив ноги по-турецки, грызёт тягучие приторные ириски и учит грузинский язык. Маша протягивает ей мешочек с яблоками – но после ирисок яблоки кажутся ужасно кислыми.

Варьке грустно. Она должна бы учить сейчас физику, на худой конец – анатомию. А у неё – грузинский. Нелепо, некстати, ни для чего…Просто так. Варька утешает себя тем, что Маша бренчит на гитаре и  переписывается в Интернете. Сомнительное оправдание, но лучше, чем ничего вообще. А ещё лучше – вообще не думать. Просто сидеть и старательно выводить округлые закорючечки грузинских букв.
«Ничего, - думает Варька, - ещё полчасика – и за физику»

«Верь мне, ночь бывает и в раю…» - пела Маша. Варька любила эту песню и временами тихонько подпевала. Маша с милой улыбкой поглядывала на неё – и попробуй разгадай, что эта улыбка значит. То ли одобрение, то ли что-то вроде снисходительности…И снова – лучше не думать.
«Петр обходит вотчину свою, по ограде посохом стучит…»

У Маши – друзья, прогулки, концерты, кафе…У Варьки – холодный осенний город, одинаковые прохожие, незнакомые улицы…Тусклое солнце и ветер в лицо! Без направления, без цели…

Одна песня на двоих. Один факультет. Одна комната в общежитии. Не так-то и мало на самом деле.

Песня – Машина. Идея поселиться непременно вместе – тоже Машина. Факультет – воля случая…

«У нас в Риге хорошая квартира. Мои родители живут в Риге, брат и сестра – тоже. Родители работают, брат и сестра учатся в школе. Я учусь и работаю в Тбилиси», - переводит Варька текст из самоучителя. Рига – и вдруг Тбилиси? Варьке смешно. И Маше – тоже. Смех у них тоже общий, но всё-таки Варькин. И Тбилиси – тоже, получается, немного Варькин, хоть она там и не была никогда.

А на четвёртой линии Васильевского острова есть кафе «Старый Тбилиси». Его немножко видно, если ехать по Большому проспекту. Четвёртая-пятая линии вообще полны географии! Ирландский паб; дом, немного похожий на венгерский парламент – такие же причудливые остроконечные крыши. На пересечении с Малым проспектом – магазин «Чешский двор». Там же – какая-то кафешка. Чешское пиво. Из Грузии через Ирландию и Венгрию – в Чехию…Это почти как из Риги – в Тбилиси.

Это Варькин Петербург. Петербург, которым трудно с кем-то поделиться. Странный, нелепый, смешной…С этой причудливой географией и осенними листьями. У Маши он тоже, наверно, свой; возможно, даже больше, ярче, интересней…Но Варьке такой милее.

«В гриву льва уткнувшись, лань сопит; агнцу в лапах волка сладко спится. Дерево познания стоит проклятой бесплодной смоковницей…»

Одна песня на двоих. Один факультет. Одна комната в общежитии. Не так-то и много.

И всё-таки они скорее вместе, чем порознь. Потому что Соня – третья соседка – совсем не с ними. Вечно кому-то звонит, с кем-то гуляет, у кого-то в гостях. Всё своё, и делиться необязательно.

«Ночью дерзко мы сюда придем, за руки, как сироты, держась…»

Родители пугали Варьку: вот подружатся те две девочки, будут там всё между собой шушукаться, а ты одна останешься. Варька не одна; одна, скорее, как раз Соня – и та не одна, а просто в своём, другом мире. Чужая. Сама по себе. И всё-таки Варьке грустно, как будто она явилась незваной гостьей в непогожий осенний день: принимайте мол, терпите, уж какая есть…

Лучше не думать…

«Мимо беспощадных сторожей, мимо восьмикрылых серафимов, их очей и огненных мечей, львов, тельцов, орлов и иже с ними…»

На улице дождь. И ветер. Деревья мотает из стороны в сторону. По подоконнику – капли. Подоконник дрожит и жутковато лязгает от ветра.

Вот и Соня. Мокрая куртка, мокрые волосы…Мокрый рыжий котёнок на руках. Животные строго запрещены в общежитии – но котёнок маленький, испуганный, озябший…Лучше не думать.

«Проберемся прямо в спящий сад, распластавшись по небесной тверди. Бог увидит. Он нам будет рад. Он без посторонних милосердней…»

Маша растерянно глядела на котёнка. Медленно затихал недоигранный аккорд. Комендант увидит – рад не будет. А почему, собственно, он должен увидеть?
Запрещённый объект с интересом озирался по сторонам. У кошек тоже свои боги – двуногие, порой жестокие, порой милосердные. Как и все боги.

Котёнок – один на троих. Рыжий. Как осень.
Осень. Рыжая, как кошка. Общая для всех.

8.10.2009

0

2

Голубой рак

Всё началось с того, что мама решила отдать Наташку в изостудию. «Хочешь?» - «Хочу!» Другой ответ девочке и в голову не приходил, несмотря на полное равнодушие к рисованию. Любопытство было сильнее всего.

Поначалу Наташе всё казалось новым, интересным, а больше всего восхищал её учитель, Богдан Георгиевич. Он постоянно рассказывал разные интересные истории, разговаривал с детьми, как с равными, как со взрослыми, советовался с ними… И вскоре Наташа полюбила всё, что было связано с этим необыкновенным учителем: его длинное светлое пальто, тёмный берет, который он носил чуть-чуть набок, его рокочущий голос, мягкое украинское «г». Порой он выходил на улицу – покурить трубку, и Наташа полюбила его трубку и уличный воздух, который он приносил, возвращаясь в класс. Она полюбила яркие осенние букеты, стоявшие на окнах в больших керамических вазах. Вскоре Наташа подружилась в изостудии с двумя девочками – Катей и Олей, и часто они оставались после занятий, чтобы помочь Богдану Георгиевичу прибраться в классе и вместе с ним идти домой. Пройдя через большой полузаброшенный парк, они расходились в разные стороны: учитель – на автобусную остановку, Катя с Олей – через дорогу и направо, а Наташа – прямо. Её дом был совсем рядом с парком, и Наташа любила глядеть из окна на пышное осеннее разноцветье. Она и в школе любила заглядеться на уроке в окошко, за что частенько выслушивала замечания от учительницы, Марии Петровны. Но совсем плохо было, если учительница жаловалась маме, которая, как выяснилось, тоже не понимает, что можно такого красивого и интересного увидеть в окне.

Поэтому Наташа привыкла, что если и следует любоваться на окружающий мир, то украдкой, чтобы никто не заметил. Но теперь Богдан Георгиевич то и дело напоминал ученикам, что «главное для художника – не кисточка, не краски и даже не умение рисовать. Главное – уметь видеть прекрасное, а оно всегда и повсюду вокруг нас». И Мария Петровна, любимая, несмотря ни на что, уже не «самая лучшая учительница» в глазах Наташи.

Всё закончилось быстро и неожиданно. Каким бы ни был замечательным Богдан Георгиевич, но рисовать Наташа не умела. И вскоре выяснилось, как резко, обидно может он раскритиковать неугодный ему рисунок. И Наташа уже не восхищалась им, как раньше, а в изостудию ходила больше по привычке, потому что «так надо».

Однажды Наташа, идя в изостудию, увидела на углу, где жизнь всегда кипела и бурлила, где продавались овощи, цветы, рыба, грибы, корзины – да всё что угодно! - молодого парня, ходившего с огромной корзиной, полной настоящих живых раков. Раки были размером с ладонь, они копошились всей своей массой, тщетно пытаясь выбраться из корзины. И – удивительное дело! – некоторые из них были синего цвета. Синие-пресиние! Ультрамариновые!
Наташа смутно припоминала какую-то книжку, где в числе всего прочего рассказывалось и о заветной мальчишеской мечте – голубом раке, которого так никому и не доводилось поймать. Однако больше ни в одной книге не было ни слова о голубом раке, и вообще никто о нём не знал. Даже мама. Даже Мария Петровна. Может быть, знал Богдан Георгиевич – но Наташа давно и окончательно уверилась в том, что голубой рак – лишь выдумка, и ей даже в голову не приходило спросить его об этом. И вот сейчас эта «выдумка» была перед ней. «Сколько стоят?» - робко спросила Наташа. «Три рубля» - ответил парень, с усмешкой глядя на девочку. Наташа нашла в кармане какую-то мелочь. «Тут два семьдесят…» - «Ничего, сойдёт!»

И парень ловко выхватил из корзинки – о чудо! – голубого рака. Наташа осторожно взяла заветное членистоногое и радостно помчалась прочь.
Вопреки ожиданиям, рак оказался какой-то вялый, скучный и вовсе не пытался цапнуть Наташу клешнёй за палец, только иногда прижимал чуть-чуть, совсем небольно. Но какая же всё-таки это была радость – обладать столь необыкновенным творением природы! Наташа не представляла, что она будет делать с раком дальше, да этот вопрос не особо и волновал её. Она была счастлива! Она ликовала!

Ах, какое оживление вызвало в изостудии появление Наташи с раком! Все норовили засунуть палец ему в клешню, все спрашивали, какой краской Наташа его красила. А Катя даже попыталась нарисовать рака, что ей, впрочем, не вполне удалось.

Счастье продлилось недолго. Богдан Георгиевич первым делом разогнал всех по местам и весь урок хмурился. А после урока принялся отчитывать Наташу:
- Ты его где взяла? Купила? А зачем, спрашивается?
Наташа что-то бессвязно лепетала о том, что «он всё равно умрёт». Получалось глупо и неубедительно.
- Выходит, что ты ответственность эту переложила с кого-то на себя! Это как если бы, представь, идёшь ты по улицы, вдруг раз! – перед тобой лягушка сидит, на дороге. Ты ей: «ути-пути, моя маленькая, бедненькая» - и ногой на неё так ласково...

Он говорил не зло, спокойно и даже весело, забавно представляя при этом всё в лицах. Катя и Оля тихонько хихикали – не над Наташей, а над тем, что говорил и показывал Богдан Георгиевич, но получалось, что и над ней тоже.

- Наташ, - попросила вдруг Оля, когда они вышли на улицу, - а подари мне рака.
Оля, наверное, тоже не знала, что будет делать с раком, но девочку это не заботило. Наташа без сожаления рассталась  со своим приобретением. Она ненавидела этого рака, ненавидела изостудию, ненавидела Богдана Георгиевича…

Вскоре занятия были совсем заброшены. Богдан Георгиевич, к удивлению Наташи, ни слова не сказал маме о злополучном голубом раке. Он говорил, что девочка не имеет особых способностей к рисованию, очень неусидчивая…

А Наташа раз и навсегда зареклась даже думать о раках, тем более голубых. Синих-пресиних. Ультрамариновых. Видно, они всё-таки были выдумкой, причём не самой удачной.

9.08.2009

0

3

А можно я Вам хрустальную туфельку подарю? А то кидаться повода нет, да и тапочек Вас недостоин. ^_^

0

4

А можно сразу две? :)

0

5

А я вот соберусь с силами и покидаюсь)

0

6

КамелопардусЪ написал(а):

Однажды Наташа, идя в изостудию, у

Слово "идя" режет глаз:) "По пути в изостудию" уменьшает количество запятых в предложении и звучит лучше, по-моему. Как думаете?

КамелопардусЪ написал(а):

идёшь ты по улицы

По улице? :)
Мне первое понравилось, и даже одна из героинь показалась мне знакомой :)
Второе — тоже. Настоящая такая Наташа получилась :)

0

7

Да. наверное, "по пути" будет лучше. Спасибо.

идёшь ты по улицы
По улице?

Разумеется. Очепяточка)) только пока не могу найти, где именно

Ну, знакомые персонажи тут вряд ли есть - это, знаете ли, не портрет с натуры)) а вот отдельные черты сходства - вполне, вполне ;) я даже догадываюсь, кого именно вы имеете в виду ;)

И ещё раз спасибо!

0

8

Лоторо, а где же ваши тапочки? Я жду-жду, а они всё не летят...

0

9

Ленюсь) А чего вы в гости не приехали к нам?

0

10

А меня звали в гости???

Эх, лень-матушка...Я вот тоже ленюсь....анатомию учить  :blush:

0

11

Первая часть синего рака - хороша. Точна, легка, логична. А после покупки начинаются беды - мысль невнятна, нечётка для детского рассказа, провисает в пустоте. Не хватает каких-то завершающих штрихов.

КамелопардусЪ написал(а):

Ты его где взяла? Купила? А зачем, спрашивается?Наташа что-то бессвязно лепетала о том, что «он всё равно умрёт».

Купила чтобы убить - выходит?
Главная непонятка - в чём причина такого внимания к синему раку?

КамелопардусЪ написал(а):

Выходит, что ты ответственность эту переложила с кого-то на себя! Это как если бы, представь, идёшь ты по улицы, вдруг раз! – перед тобой лягушка сидит, на дороге. Ты ей: «ути-пути, моя маленькая, бедненькая» - и ногой на неё так ласково...

Вообще не поняла связи. Ответсвтенность перекладывают с себя на кого-то...На себя - берут. И речь "ути-пути" учителя звучит как речь школьницы. Не мудро, зло, жестоко, агрессивно, без морали и зерна идеи.

А может быть мне не хватает на этот рассказ мозга)

Для понимания идеи синего краба предложила бы эпиграфом вставить стихи Крапивина - Синий краб. Там тема мечты и приверженности к раку  раскрыта)))

0

12

Ну, во первых, я бы не сказала что это в полном смысле слов рассказ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Да, о ребёнке, но это скорей просто зарисовка из жизни. Не для детей, для нас с вами. История о чуде, о сказке, которую так легко разрушить, пусть даже и из благих намерений.

Лоторо написал(а):

Главная непонятка - в чём причина такого внимания к синему раку?

Наташа смутно припоминала какую-то книжку, где в числе всего прочего рассказывалось и о заветной мальчишеской мечте – голубом раке, которого так никому и не доводилось поймать. Однако больше ни в одной книге не было ни слова о голубом раке, и вообще никто о нём не знал. Даже мама. Даже Мария Петровна. Может быть, знал Богдан Георгиевич – но Наташа давно и окончательно уверилась в том, что голубой рак – лишь выдумка, и ей даже в голову не приходило спросить его об этом. И вот сейчас эта «выдумка» была перед ней.

(Кстати, если мне не изменяет память, это Каверин. Два капитана. Где-то в начале)

Лоторо написал(а):

Купила чтобы убить - выходит?

Купить - потому что хочется. синий рак - своего рода сказка, нечто невиданное и ,как казалось, несуществующее. А "он всё равно умрёт" - попытка оправдания. Наташа не делает ничего хуже, чем случилось бы без её участия.

Лоторо написал(а):

Вообще не поняла связи. Ответсвтенность перекладывают с себя на кого-то...На себя - берут. И речь "ути-пути" учителя звучит как речь школьницы. Не мудро, зло, жестоко, агрессивно, без морали и зерна идеи.

К сожалению, эти слова мне даже не пришлось придумывать...Только вспомнить и записать...Как и многое другое в этой истории.

0

13

КамелопардусЪ написал(а):

К сожалению, эти слова мне даже не пришлось придумывать...Только вспомнить и записать...Как и многое другое в этой истории.

Что лишний раз показыват - литература - искусство, жизнь - подставка.

0

14

По первому:

КамелопардусЪ написал(а):

У автобусов – маршруты. Листья не знают, куда лететь. Мечутся над мокрым асфальтом, над пожелтевшей травой и падают, в конце концов, истрёпанные ветром, прибитые дождём, и дворники сгребают их в рыхлые, перемешанные с уличной грязью кучи.
А птицы летят на юг. Но на самом-то деле и они, наверно, не знают, куда и зачем. Так велит инстинкт, наследие неведомых предков – более сообразительных, или может просто более удачливых.
У листьев нет ничего. А птицам не жаль покидать своих гнёзд. Не потому что весной они вернуться – птицы не люди и о весне пока не думают. Просто так надо.

КамелопардусЪ написал(а):

«У нас в Риге хорошая квартира. Мои родители живут в Риге, брат и сестра – тоже. Родители работают, брат и сестра учатся в школе. Я учусь и работаю в Тбилиси», - переводит Варька текст из самоучителя. Рига – и вдруг Тбилиси? Варьке смешно.

КамелопардусЪ написал(а):

А на четвёртой линии Васильевского острова есть кафе «Старый Тбилиси». Его немножко видно, если ехать по Большому проспекту. Четвёртая-пятая линии вообще полны географии! Ирландский паб; дом, немного похожий на венгерский парламент – такие же причудливые остроконечные крыши. На пересечении с Малым проспектом – магазин «Чешский двор». Там же – какая-то кафешка. Чешское пиво. Из Грузии через Ирландию и Венгрию – в Чехию…Это почти как из Риги – в Тбилиси.

Эти эпизоды показались очень удачными. И живыми, да.

По второму:
А вот не соглашусь с Лоторо по поводу недетскости рассказа. Мне он напомнил мою любимую Осееву и ее рассказы, вроде "Синих листьев" или "Печенья". Так что автор - молодец!

0

15

Дюдюка, спасибо!

Рассказы Осеевой я, признаться честно ,помню плохо, хотя когда-то любила. Но очень нравится её повесть "Динка"

0

16

А первый очень хорош, но оценивать не буду) И так конкурсный)

0

17

Ксюшка! Ругаться буду! Я смотрю, первое совсем-совсем давнишнее, что ж ты его ни на проза.ру, никуда не выложила??? Нехорошооо...Оно же такое...ммм... :love:
Кстати говоря, можно, я его Але отправлю, не возражаешь? :blush:

0


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Проза » Всё моё