Литературный форум Белый Кот

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Архивы » Дуэль Лоторо-Юльхен. Тур третий. Критика.


Дуэль Лоторо-Юльхен. Тур третий. Критика.

Сообщений 1 страница 30 из 99

Опрос

Чей отзыв лучше?
1. Первый отзыв

62% - 5
2. Второй отзыв

37% - 3
Голосов: 8

1

Внимание! Только сегодня и только у нас! Окончание дуэли и одновременно новый вид - авторы представляют на суд критические отзывы!

Объект критики

1. Первый отзыв
«Сказки Старого Дома» - добрая и очень живая сказка. Ее герои симпатичные и настоящие, не идеализированные, им хочется сочувствовать. Ее волшебство ненавязчиво, способно ужиться в нашей реальности, в какой-то мере даже убеждает читателя, что и в его жизни есть место чудесам.
В этой сказке нет гонора, нет стремления к чрезмерной яркости. В ней нет заковыристых фигур речи, хотя есть некоторые специфические авторские обороты вроде «соседних ребят»

   

Помнил дом и маленькую Таню, игравшую с соседними ребятами в прятки.

или помещения «до нее», относящегося, очевидно, к девочке Тане, после упоминания нескольких мальчишек, отчего кажется, что Митька - девочка.

   

Дом никому не выдавал этого ее убежища, потом здесь же прятался Санька, сейчас вот – Митька, а до нее Света, Толя и Ростик.

В ней нет напряжения, нет замысловатых изломов сюжета. Есть, правда запутанная история с квартирным вопросом в семье капитана

   

дети выросли и как-то сами собой поделили родительскую квартиру, из которой Капитану досталась комната с крохотной отгороженной кухонькой в старом доме на выселках

, из которой не очень понятно, сколько у того было квартир. И есть загадка особенной квартиры, которая открывается только в конце истории ее жильца. Но, в общем и целом, очарование этой сказки в другом – в любви, с которой написан и наделен душой каждый персонаж, от людей и домов, до старого года и чердачного окошка, приветливо подмигивающего гостю. Она, как мозаика, составлена из аккуратно подобранных стеклышек-штрихов, незначительных в отрыве от контекста, но вместе дающих красивую и очень настоящую картину.
Любопытно выстраивается последовательность историй. Если в первой волшебство творится непосредственно под окнами, то, чем дальше, тем больше выясняется, что чудеса старого дома могут происходить и на расстоянии, и даже вне всякой связи с самим домом. В последней истории происходит не чудо даже, просто случай, и все же автор дает понять: каким-то образом это тоже неспроста.
Оставляет сказка и некоторый простор для домыслов читателей. В ней, например, не говорится однозначно, куда исчез флюгер. Не говорится, как именно дом столкнул голодного Юльку с бездетным Алексеем. Или как дом исполняет желания жильцов четвертой квартиры. Автор как бы выхватывает кусочек из жизни, со всеми ее недомолвками и со всей невозможностью расставить над ней все точки.
И, что очень замечательно, в сказке нет морали. Ее герои не борются со злом, не превозмогают себя, они просто живут, и автор показывает нам светлую сторону этих жизней.

2. Второй отзыв

Стуча ледяным посохом и загребая подшитыми валенками легкий снег, уходил старый год. На каждой мало-мальски значимой площади открывались елочные базары, воздух искрился и сиял от блеска мишуры и хрупких новогодних украшений, доставаемых с дальних антресолей под шорох подарочной бумаги.

Да, это новый год, я узнаю его. Автор попробовал найти новые слова , немножко другие образы для его описания, но это он. Автор. Это же Новый Год — сам шаблон. Попытки описать его по-новому — тщетны. Сама новогодняя история — уже некоторая пошлость.

В конце самой длинной улицы городка стоял небольшой четырехквартирный дом. Он тоже готовился к новому году. Конечно, уже прошла пора, когда этого праздника он ждал с нетерпением, распахивая двери в ожидании гостей и приветливо мигая лампочкой на общей лестнице. Сейчас ощущение праздника наполняло старый дом спокойствием и умиротворением, это было время подведения итогов, а он всегда умел находить хорошее в прожитых днях. Может быть, поэтому и сохранился дом лучше своих соседей: с потолка реже сыпалась штукатурка, ступени скрипели не надсадно-старчески, а скорее мелодично, и даже ласточки чаще селились под старой крышей.

Это описание мне нравится гораздо больше, несмотря на явную неновость идеи. Тем не менее — этот дом мне удалось увидеть.

За столько лет дом сменил больше десятка жильцов, и о каждом из них мог сказать только хорошее. Везло ему на обитателей, что и говорить. В соседних домах многие квартиры пустовали годами, окна их со временем пылились, а зимой покрывались толстой ледяной коркой, и, в конце концов, такой дом терял способность видеть.

Между тем ледяной коркой окна покрываются только в хорошо отапливаемых квартирах.

Стоял он, одиноко нахохлившись под деревянной крышей, и лишь время от времени напоминал о своем существовании протяжным гулом в печной трубе, отвалившимся карнизом или прогнившей ступенькой. Но внутри дома еще билось горячее сердце, от тоски и обиды с каждым днем пылая все сильнее. Ни к чему хорошему, как правило, это не приводило. А после в случившемся пожаре люди винили выпавший уголек и засорившиеся дымоходы. Но нашему дому это не грозило: сердце его билось равномерно, а свет был теплым и манящим, как отблеск маяка на гостеприимном берегу.

Это тоже хорошо — сердце, приводящее к пожару, это переносится не только на дома, но и на людей. Напомнило Андерсона с его уничтожением вещей.

Сегодня дом ощущал необычный прилив сил. Свои подарки к Новому году он получил чуть раньше, чем обычно: перед крыльцом красовался снеговик, сжимавший в правой руке вместо традиционной метлы пушистую еловую ветку, мороз нарисовал на стеклах волшебные страны и дремучие леса, а общий коридор дышал ароматом мандаринов, висевших оранжевыми бусами на коридорном окне. Теперь наступала его очередь дарить подарки, и дом был этому рад, так как дарить иной раз бывает приятнее, чем получать. Тем более он был уверен, что его жильцам сюрпризы придутся по нраву.

На это месте, аккуратно после слова «нраву», ощутился сильнейший приступ сахарного диабета. Нрав — это перегиб в попытке приблизится временем к дому. Ах, если бы автор или сначала был домом или потом остался собой, но...Ах, эта приторность. Чуть-чуть пересластили этот пряник.

В угловой комнате у окна сидел маленький мальчик. Он старательно рисовал что-то на замерзшем стекле, но кончики пальцев быстро замерзали, отчего линии становились все бледнее и бледнее.

Рисовал пальцами — стоило бы добавить.

Тогда мальчик дышал на них и на стекло,

А стекло при этом теряло в способности быть полотном.

а через несколько секунд снова принимался что-то чертить. Снаружи было трудно различить нарисованное, но дом видел в изображении самого себя:

Когда дом начал смотреть сам на себя, зарябило в глазах. Лучше было бы сказать «знал».

входная дверь приветливо распахнута, из печной трубы причудливыми завитками тянется дым – а по дорожке к дому идут трое: сам мальчик, держащий за руки мужчину и женщину. В женщине дом скорее почувствовал, чем узнал, мать мальчика, Наталью, мужчина же был ему незнаком. Дом эту семью знал еще не очень хорошо, они поселились в квартире номер три чуть менее года назад, приехав откуда-то с севера, но чувствовал, что люди они хорошие.

Два раза на один абзац дом чувствовал. Дому это позволительно, автору — нет.

Именно Митька (так звали мальчика) слепил снеговика, красовавшегося сейчас в зеленом жестяном ведерке с бабочками.

Зачем же ребёнок лепил снеговика в ведре?

А Наталья подкармливала приблудную кошку Машку, поселившуюся в коридоре, и навещала старушку из первой квартиры.

«Вы не подумайте, мать хоть и не лепит снеговиков, но тоже хорошая», торопливо приписал автор. И зря. Мы бы поверили дому.

Вот только оба, и мать, и мальчик, часто грустили и о чем-то шептались по ночам, спрятавшись под теплым одеялом. После таких бесед Наталья вставала с заплаканными глазами, а Митька весь вечер просиживал у окна.

Чинное, каноничное описание. Сделано добросовестно.

Спустя три дня, вечером, перед окнами дома, выходящими на Лесную улицу, стоял мужчина.

Тут-то я и потерялась во времени. Три дня после нового года?

Он почему-то пристально вглядывался в Митькин рисунок, хотя дом знал, что разглядеть сюжет на нем было уже едва ли возможно.

Спустя три дня — гарантированно невозможно.

Вчера была оттепель, и морозные узоры практически сошли со стекол, а вместе с ними и Митькины художества.

А ещё до оттепели его художества замёрзли.

Мужчина стоял в тени, за кругом света, отбрасываемым единственным фонарем в конце улицы. За свою долгую жизнь дом хорошо научился читать лица людей, не только собственных жильцов, но и вообще всех. Это было похоже на разгадывание шарады, только вот отгадки иногда открывались совсем неожиданные. Вот и сейчас в лице мужчины дом видел одиночество и надежду на прощение, но все перекрывала нерешительность.

Нерешительность перекрывала одиночество. Бывает и не такое.

В первую ночь мужчина таки не решился войти, и дом думал, что все его старания напрасны:

Дом старался, но об этом мы узнали поздно. Не написать ли, что дом задумал сразу?

мужчину не привлекла ни приветливо расчищенная дорожка перед крыльцом, ни ободряюще подмигивающее окно чердака…

Со злонамеренно перегорающей лампочкой. Такой ухоженный дом и ай-ай-ай.

Мужчина лишь напряженно следил за силуэтами, время от времени мелькавшими в окнах третьей квартиры. Оставалась последняя надежда: вечером, когда Митька по обычаю последних дней уселся возле окна, во вновь замерзшем за день стекле появилось чистое оттаявшее оконце, размером как раз с Митькино лицо. Мальчик немедленно приник к нему и теперь смотрел то на дорожку, ведущую к крыльцу, то на большую автостраду, мелькавшую очередями автомобильных огней за две улицы от дома, то на фонарь, в свете которого печально танцевали снежинки.

Печально танцующиее снежинки пленили меня.
***********

Внезапный порыв ветра качнул фонарную лампочку и круг света сместился влево, всего на мгновенье выхватив из темноты мужскую фигуру. Но Митьке хватило и этого. Через несколько секунд он уже бежал по засыпанной площадке под окном напрямик к фонарю, немного неловко перебирая валенками, надетыми на босую ногу, застегивая на бегу куртку и таща по снегу варежку на резинке. Вслед за ним на крыльцо выскочила Наталья с криком: «Митя, ты куда? Что случилось?», - и застыла на крыльце, видя как мужчина крепко обнял ребенка, а сын, задрав голову, счастливыми глазами смотрит на отца. Потом мужчина посмотрел на Наталью со страхом, что та оборвет встречу резкими, обидными, но такими справедливыми словами. Но женщина лишь устало приклонилась к дверному косяку и смотрела на него, а потом кивнула, приглашая зайти внутрь. На следующий день с утра подъездная дорожка пестрела тремя парами следов: маленькие Митькины ножки в окружении больших мужских и изящных женских, обещавших ему, что он никогда больше не будет чувствовать себя одиноким.

Да, мило, да — трогательно, но и да — сладко. Хочется спросить автора на какую целевую аудиторию он рассчитывает?
Детям читать — скучновато, взрослым — поздновато.

Анна Васильевна вытерла сухой тряпкой подоконник и проверила землю в глиняном горшке с алоэ. Можно не поливать. Из всего, что было у нее, сейчас только и осталось, что заботиться о колючем растении, никогда не выказывавшем благодарности.

Внезапно. Может лучше было постелить тут хоть небольшую прослойку перехода? На подобии — тем же временем, этажом ниже.

Муж умер, вот уже десять лет как, а от дочери вести приходили редко. Уже двенадцать лет та жила за три тысячи километров от родного дома. Впрочем, у нее уже там, в другом городе, родной дом. И растет в этом другом городе у Анны Васильевны внучка, этой осенью вот в первый класс пошла, а бабушку видела только на фотографиях. Последний раз Таня приезжала домой по печальному поводу, а вот по радостному так и не собралась. Сначала Анна Васильевна очень ждала и обижалась на дочерины отговорки, мол, некогда, а сейчас понимала, что жизнь у молодых трудная, вертятся на двух работах и дочь, и зять, чтоб за квартиру рассчитаться и Иришку поднять. Анна Васильевна и рада бы помочь, да на ее пенсию особо не разбежишься. Но все равно к каждому празднику посылает она в город дочери посылки, чаще всего там теплые вещи: носочки, варежки – и домашние заготовки. А Таня пишет редко. Звонит вот раз в месяц, и на том спасибо.

Тоже чинное описание. Без него — никак. Это - правильно, что делать, раз автор избрал этот стиль.

В красном углу висит у Анны Васильевны фотография – Таня, Николай (зять, значит) и Иришка за столом пьют чай с бабушкиным вареньем (написано на обороте снимка). Так тепло становилось ей, когда глядела она на эту фотографию, что слезы подступали к глазам. Скучала она по ним. А пока за неимением лучшего оставались Анне Васильевне для заботы бессловесный столетник да коридорная Машка, иногда остававшаяся у нее на ночь.

Сахар. Скачет.

Дом грустно скрипнул деревянной дверью, обитой изнутри клеенкой, что вела из общего коридора в квартиру номер один. Он-то помнил Анну Васильевну молодой женщиной и мужа ее, Ивана Дмитриевича, тоже помнил. Они так радовались отдельной квартире, полученной ими от металлургического завода! С их приездом дом переживал вторую молодость: на кухонном окне появились пестрые ситцевые занавески, в палисадничке возле крыльца – ромашки, а во дворе деревянный столик и скамейки, за которыми теплыми летними вечерами собирались все жильцы. Из распахнутого окна пели про снег, который кружится и летает, а во дворе белыми хлопьями парил тополиный пух. Помнил дом и маленькую Таню, игравшую с соседними ребятами в прятки. Чаще всего она пряталась за входной дверью, в летнее время распахнутой настежь и привязанной к стене коричневым шнурком, так что между дверью и стеной образовывалась небольшая ниша, снаружи надежно скрытая от взглядов выступающей вперед верандой. Дом никому не выдавал этого ее убежища, потом здесь же прятался Санька, сейчас вот – Митька, а до нее Света, Толя и Ростик. Дом знал, что и Таня тоже это помнила.

О, даже я это помню! Это удачное описание.

За три тысячи километров в большом городе стояла ночь. Впрочем, на улице было светло от сотен фонарей. Женщина прижималась горячим лбом к холодному стеклу и смотрела на широкий проспект, куда выходили окна их квартиры.

Какой сокрушительный шаблон!

Сегодня ей снова приснился их старый дом: деревянные стойки с натянутыми бельевыми веревками, на которых полощутся на ветру простыни, она с портфелем в руке кружится в центре двора на одной ножке, запрокинув голову и глядя в серое преддождевое небо. Дождь уже начинает капать, и она языком ловит его капельки, ожидая, что вот-вот из форточки послышится мамин голос: «Таня, ты что простыть хочешь? А ну быстро домой!» Этот сон снился ей уже третью неделю. Несколько дней назад она рассказала о нем Коле, а вчера он, придя с работы, выложил на стол три билета со словами: «Поехали, иначе ты никогда не соберешься». В эти новогодние праздники она будет дома. Господи, как же хорошо!

Да, вот оно — нехитрое счастье — и молодым и старым нужна семья. Повторим ещё раз.Но не так подробно.

В четвертой квартире, вход в которую располагался на площадке, куда вела небольшая деревянная лестница с резными перилами, жил молодой парень. Вообще, жить в такой особенной квартире должен был особенный человек. Особенной квартира была не только из-за своего расположения, походившего на расположение капитанской каюты на корабле, куда, чтобы в нее попасть, тоже нужно было преодолеть несколько ступенек. И не потому, что стена напротив окна была сплошь увешана картинками на морскую тему. И не потому, что в старинном шкафу, притулившемся возле печки, стояла модель настоящего парусного корабля, паруса которого чуть потемнели от времени. Нет, все это было вполне объяснимо.

Ах, как пахнуло Крапивиным! Но это не плохо, совсем нет.

Прежним жильцом четвертой квартиры был бывший моряк, называемый соседями Капитаном (хотя достоверно было известно, что он никогда им не был). Оказался он здесь по печальным обстоятельствам: дети выросли и как-то сами собой поделили родительскую квартиру, из которой Капитану досталась комната с крохотной отгороженной кухонькой в старом доме на выселках. Вместе с Капитаном в комнате и оказались морские пейзажики, парусный корабль, для сохранности запертый в шкаф, пружинная кровать, которая по ночам гудела, как ветер гудит в печной трубе (а Капитан говорил, что так гудит приближающаяся буря), и флюгер, собственноручно установленный новым жильцом на крышу дома. Только и флюгер был особенным – он никогда не определял направление ветра, упрямо уставясь на северо-восток.

Слово «особенный» здесь приобретает тот нежный смысл, как и в названии школы для «особенных детей». Как жестоко. Как выбивается из настроения пряничного дома.

Жил Капитан тихо, трубку по обычаю своих собратьев не курил, может, потому, что не был он настоящим капитаном, а от прозвища нужные привычки не появляются, а может, потому, что мешала грудная жаба, засевшая в груди, во время приступов которой пружины кровати вздыхали еще более протяжно и гулко, и звук этот доносился по общему коридору до самой входной двери. Как жил – так и умер, тихо и незаметно. Но похороны были громкие, даже с оркестром: Капитан все же занимал некогда весьма высокий пост. Дети его даже попрощаться с отцом в последний раз не пришли, хотя Анна Васильевна утверждала, что стоял в отдалении от процессии какой-то мужчина, очень уж похожий на Капитана, стоял и держал за руку мальчика лет десяти, но подойти ни тот, ни другой так и не решились.

Что же делать. Тоже чинное и плавное описание.

С  тех пор комната стояла пустая, оставшиеся жильцы приглядывали за ней, время от времени стирая пыль со старого шкафа да подметая вытершиеся от времени половицы. Только флюгер с крыши исчез вместе с Капитаном. Мистически настроенные соседи видели в этом некую связь, а Анна Васильевна в пропаже флюгера винила местного старателя Гришку, который тащил цветной металл отовсюду, вне зависимости от того плохо или хорошо тот лежал. А квартира эта, номер четыре, была все же особенной. Правда, об этом никто, кроме самого дома, не догадывался.

Нехорошая квартира непрошенно прыгнула в ассоциативный ряд.

Через несколько лет после смерти Капитана, буквально в прошлом году, поселили в эту комнату молодого парня. Комната осталась государственной, и вот теперь досталась бывшему детдомовцу Пашке. Рад он ей был несказанно – отдельная жилплощадь, ну и пусть, что удобства в коридоре, зато под ногами никто не мешается. С соседями Пашка быстро нашел общий язык: Анна Васильевна по доброте душевной все пыталась его подкармливать, с Митькой они вместе мастерили бумажные кораблики, когда Наталья задерживалась на работе, и только Елена из второй квартиры при встрече с ним почему-то отводила в сторону глаза, и Пашка был готов поспорить на что угодно, что в глазах этих жила затаенная боль.

Почему-то развязка так и маячет на юго-западе, ибо рассказ направлен с самого начала строго на сахар неодиночества.

Работал Пашка на местном заводе грузчиком, только туда и взяли его после детдома. И была, конечно, у Пашки мечта. Ведь не случайно, нет, не случайно, поселился он именно в капитанской квартире.

Как неслучайно? Ведь распределили.

Пашка мечтал быть моряком. И вовсе не в погоне за длинным рублем, как многие из его благополучных сверстников, с которыми он столкнулся при поступлении в мореходку. Пашку привлекало само море, хоть он и видел его только на картинках, да в описаниях приключенческих романов, имевшихся в детдомовской библиотеке. Иногда он жалел, что опоздал родиться, насколько было бы легче в веке 18 или 19 – устройся юнгой на какой-нибудь корабль, да и плавай себе. Ему для этого даже из дома не пришлось бы сбегать. Не было у него дома.

Крапивин и ещё кусочек сахара. Мы прекрасно помним, что он детдомомвец.

А сейчас нужно было учиться. Да Пашка бы и рад, только где? После выпуска поехал он в ближайший город, где было мореходное училище (он еще никак не мог понять – зачем в городе, откуда до ближайшего моря никак не меньше тысячи километров, морское училище?). Так ему уже при подаче документов сказали, куда ты лезешь, морда детдомовская? И никакие хваленые льготы не помогли. Пашку тогда так взбесили слова холеного офицерика, дескать, потомок проститутки и алкаша, а туда же – о море мечтает, что он, нарушив всяческую субординацию, разбил ему нос.

Субординацию он пока не нарушил, ибо никем не являлся в служебном плане. А нарушил только закон о хулиганстве.

На что офицерик, даже не попытавшись дать сдачи, сказал, что следующая их встреча будет в колонии, куда он приедет посмотреть, как Пашка рукавицы шьет. Ему, мол, это привычно.

Ему — это Пашке шить, или офицерику смотреть?

В ту же ночь Пашка уехал домой, поняв, что его мечта о море, скорее всего, так и останется мечтой.
Он пробовал о ней забыть, но она возвращалась – то волной, плеснувшейся на стенной картине, то хлопнувшим парусом корабля в шкафу, то взметнувшимися в приветствии семафорными флажками, повешенными им для Митькиной забавы на бельевой веревке. От того и становился Пашка с каждым днем все грустней, а вчера, разгребая снег, к главному входу, вдруг сорвался с места, откинул лопату, оборвал с веревки флажки и бросил их в снег… Они весь день и лежали там, вздрагивая от ветра, пока начавшийся к вечеру снегопад не засыпал их.

Это мне понравилось выписанными бурями в душе.

А ночью Пашка никак не мог уснуть, ворочаясь на продавленной железной кровати, и пружины под ним пели гулко и протяжно, совсем как ветер в парусах. Уже под утро вышел он во двор, откопал из-под снега флажки, повесил их на прежнее место, а после, отогревая застывшие пальцы возле печки, смотрел в окно, как они трепещут, обещая добрый путь. И не знал Пашка, что через два дня найдет в почтовом ящике письмо из далекого северного города с извещением, что его запрос на поступление в Северное мореходное училище удовлетворен ввиду многих обстоятельств, но в большей степени благодаря его настойчивости и желанию учиться. Не знает Пашка, потому что не посылал он никакого запроса, наученный горьким опытом. Но дом не зря называл четвертую квартиру особенной. В ней исполнялись особенные мечты особенных людей.

Например, умереть в одиночестве, как прошлый жилец?
Неожиданная мистика. Да и незаслуженная, как мне кажется. Да и духу рассказа не соответсвует.
Хотя и разнообразие. Флюгер сдвинуло в сторону.

Елена возвращалась с работы. По обыкновению зашла в магазин, хотя намерения покупать что-то к празднику у нее не было. И настроения праздничного тоже не было. Она даже с некоторым недоумением прислушивалась к окружающим разговорам о рецептах праздничных салатов, выборе нарядов, покупке подарков. А ведь когда-то Новый год был самым любимым ее праздником. С ним непременно приходило ощущение волшебства и того, что в новом году все будет по-новому, совсем иначе, чем в старом. Но перемен все не было, и, в конце концов, она перестала надеяться. Казалось бы, давно пора повзрослеть и осознать, что загаданные желания имеют свойство не сбываться. Вообще, откуда у нее эта вера в чудо? Ее воспитывали еще в том обществе, где каноном было утверждение, что человек – кузнец своего счастья. Стоит только захотеть, и все зависит от него. А вот не все…

И четвёртая монотонная история начинала усыплять измученного диабетом критика.

Разве так многого она хочет? Почему именно ей не выпало счастье быть матерью? Ведь и жили они с мужем хорошо, ладно, и квартира, какая-никакая, но отдельная, была. Сначала думали – рано, успеется, а когда спохватились – оказалось, поздно. Это была одна из тех редких ситуаций, когда никто не виноват. Врачи лишь разводили руками и говорили про несовместимость. Скажете, есть и другие способы? Есть, но на измену она никогда бы не решилась, суррогатное материнство в их городке еще считалось дикостью (мыслимо ли – продать своего ребенка?), а ЭКО делали только в областном центре, где оно стоило бешеных денег. Они с мужем уже два года стояли в списке приемных родителей в районном Доме ребенка, но счастливая очередь все никак не хотела приближаться: находились соискатели либо более обеспеченные, либо с более весомыми связями. И надежда таяла с каждым месяцем: ей ведь уже 39, а Алексею весной стукнет 43.

Какая страшная современность вдруг ворвалась в офлюгеренный домик.

С такими мыслями Елена и не заметила, как дошла до дома, и опомнилась, уже только достав из кармана пальто ключ и открывая дверь второй квартиры. Странно, но Алексея еще не было дома. Наверное, опоздал на пятичасовую электричку, успокоила себя женщина, и пошла греть суп, ожидая мужа с работы.

Алексей и в самом деле опоздал на привычную электричку и теперь приплясывал на перроне в ожидании следующей. Через десять минут прибывал сибирский экспресс с пятиминутной стоянкой в Речном, и местные торговцы уже активизировались, доставая напитки и выпечку.

Ах, ты ж, тварь! – донеслось от одного из лотков, - Куда руки тянешь? А вот я тебе! Положь, говорю, на место пирог, вас тут шастает как собак нерезаных, я что всех кормить обязана?!

Верю. Весьма верю.

Алексей обернулся. По перрону бежала огромная баба в сером ватнике, серой же пуховой шали и валенках. Баба, несмотря на свои внушительные габариты, показывала недюжинную прыть. От нее, зигзагами как заяц, удирал мальчонка лет шести на вид, на ходу запихивая в рот краденый пирог. Баба меж тем его настигала, выдыхая клубы пара не хуже заправского паровоза. Чувствуя, что от погони ему не уйти, мальчишка испуганно озирался по сторонам в поисках убежища, и хотел уже нырнуть под готовый тронуться с места товарняк, освобождавший первый путь подходящему экспрессу. Алексей едва успел схватить его за рукав форменной железнодорожной тужурки, заменявшей мальцу зимнюю одежду.

Живенько! Погоня!

- Эй, малый, стой! Что ж ты под колеса бросаешься?! Совсем очумел? Умереть ты и голодным мог! – со смешком сказал он.

Долгая речь.

Тетка тем временем схватила мальчика за второй рукав и теперь, чуть отдышавшись, снова верещала: «А вот я тебе сейчас!», готовясь отвесить ребенку подзатыльник. Рука у нее под стать всем размерам была что лопата, и малый от страха так вжал голову в плечи, что из воротника торчала только макушка шапки. Алексей перехватил теткину руку. Зло взглянув на нее, он достал кошелек и кинул тетке десятку: «На, не ори! Из-за пирога не обеднеешь!»

Тетка весь свой гнев немедленно обратила на мужчину:

Защитничек выискался! Что мне теперь – каждого бездомного щенка прикармливать? Облагодетельствовал! Что ты мне десятку суешь? Он же пирог с мясом стащил! Знал, что в рот тянуть, паскуда!

Да, широкий жест, ничего не скажешь. И сразу поступок потерял благородство, а дядя добропорядочность. «Сколько стоит пирог, я заплачу».

Алексей молча вынул из кармана проездные пятьдесят рублей, сунул тетке в меховую рукавицу и пошел к скамейкам, видневшимся в дальнем конце перрона. В правой руке он продолжал сжимать рукав мальчишкиной тужурки. Сев на скамейку он сдвинул с его лица налезшую на глаза шапку. Мальчонка смотрел на него по-звериному настороженно.

- Ну как звать-то тебя, герой? Ты что ж это не знаешь, что воровать нельзя?

- Я… Есть очень хотелось… Дяденька, только не бейте!

Замурзанное личико сморщилось, высвободив руку, мальчонка рукавом вытер нос.

- Звать-то тебя как?

Юлькой…

Неожиданно в меру.

Елена уже два часа металась по дому, не зная, то ли в скорую звонить, то ли в милицию. Ночь на дворе, а Алексея еще нет, и мобильный не отвечает. Боже мой, неужели что-то случилось? Только бы жив, только бы жив, больше ей ничего не надо!

Хлопнула входная дверь. Лена выскочила в коридор:

- Леша, ты? Почему не позвонил? Я же извелась уже!

Муж, открыв входную дверь, тянул через порог кого-то за руку:

Ну что ж ты, Юлька, заходи! Здесь тебя никто не обидит…

Здравствуй, сахар. Две недели пью чай без тебя. Но последний рассказ грешил тобой чуть меньше.

Ну вот, кажется, и все. Подарки розданы, можно со спокойной душой встречать праздник. Все-таки это был хороший год! Дом тихонько вздохнул и счастливо зазвенел всеми стеклами.

А последние четыре предложения — нет.
Очень хотелось бы узнать о целевой аудитории автора.

0

2

первое.

0

3

Первый.

0

4

Хочу комбо. Но во втором разборе я с некоторыми пунктами не согласна. А первый короткий и позитивный. Первый оставляет впечатление пропускания разбираемого текста через себя, а второй - через сканер. Минусы первого (на мой взгляд): слишком глобально, многие мелочи не подмечены. Минусы второго: нет общего взгляда на целостный текст.

0

5

Я уважаю автора второго за работу, но не раз замечала, что иногда он видит понятные мне вещи как в перевернутом виде.  Вот из-за этого я голосую не за него.:dontknow:
В то же время, он правильно подметил некоторые фактические неточности разбираемого произведения.
Зачем я прочла сначала отзывы других голосующих, ведь никогда этого не делаю. Теперь все подумают, что я просто заменила Морлотовский сканер словом лупа, через которую словно смотрит на куски текста критик.

Придется просто подписаться под последними двумя строчками предыдущего оратора. %-)

Отредактировано Читатель (2010-01-26 21:53:42)

0

6

Хм. Было бы наверное слишком кучеряво, если бы оценщики конкурсов не делили произведения тебе-мне, а работали сообща. Но эти два отзыва на одно произведение слишком разные. Поддерживаю Морлот насчет комбо :dontknow:
Во втором многие пункты - довольно личное восприятие критика. Можно согласиться, можно не согласиться, но все равно. Возможно, никакой отзыв не может быть объективным в любом случае. Но если так, "на более/менее", по моему субъективному восприятию, первый более.

0

7

Читатель написал(а):

Теперь все подумают, что я просто заменила Морлотовский сканер словом лупа, через которую словно смотрит на куски текста критик.

^_^ А давайте поспорим, сканер или лупа!

0

8

:dontcare:

Сканер. Я сначала про него забыла. хддд По старинке лупа пришла на ум. Потом смотрю: точно, сканер больше подходит! :smoke:

0

9

Читатель написал(а):

но не раз замечала, что иногда он видит понятные мне вещи как в перевернутом виде.  Вот из-за этого я голосую не за него.

XDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDD

0

10

Ну вот... Не вышло спора... Пойду на суицид волну гнать. =(

А ведь и правда, почему бы не попробовать делать комплексные разборы? http://whiterav.ru/img/01.gif

0

11

Лоторо написал(а):

но не раз замечала, что иногда он видит понятные мне вещи как в перевернутом виде.  Вот из-за этого я голосую не за него.XDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDD

ААААААА! Надо было дописать: " И в этот раз тоже".  :tired:

Отредактировано Читатель (2010-01-26 23:05:12)

0

12

С нетерпением жду окончания дуэли. Высказаться хочется:)

0

13

А что вам мешает сделать это прямо тут, без называния имён?)

0

14

Боюсь повлиять на результаты голосования  :smoke:

0

15

Итак, фиксирую результат: со счетом 5:3 победила Юльхен. Голосование можно закрывать.

0

16

А сейчас я пойду и скажу критикам все, что я о них думаю  :writing:

Отредактировано Дюдюка (2010-01-29 18:59:29)

0

17

Дюдюка написал(а):

А сейчас я пойду и скажу критикам все, что я о них думаю

*Трепещет %)*
*А где?*

0

18

Да, где?

0

19

Могу здесь, могу в комментариях к произведению :) Где удобнее?

0

20

Во-первых, огромное спасибо обеим участницам :) Мы имели огромнейшее удовольствие наблюдать полярные способы анализа произведения. Если их соединить то, пожалуй, он был бы очень хорош :)
Дальше

Юльхен

Julchen написал(а):

«Сказки Старого Дома» - добрая и очень живая сказка. Ее герои симпатичные и настоящие, не идеализированные, им хочется сочувствовать. Ее волшебство ненавязчиво, способно ужиться в нашей реальности, в какой-то мере даже убеждает читателя, что и в его жизни есть место чудесам.
В этой сказке нет гонора, нет стремления к чрезмерной яркости. В ней нет заковыристых фигур речи, хотя есть некоторые специфические авторские обороты вроде «соседних ребят»

Вот... Спасибо большое:) А соседние ребята - это не оборот, это ошибка:)

Julchen написал(а):

или помещения «до нее», относящегося, очевидно, к девочке Тане, после упоминания нескольких мальчишек, отчего кажется, что Митька - девочка.

Это не поняла. Не нашла непонятностей:)

Julchen написал(а):

В ней нет напряжения, нет замысловатых изломов сюжета. Есть, правда запутанная история с квартирным вопросом в семье капитана, из которой не очень понятно, сколько у того было квартир.

По всей видимости, одна большая. Имел место размен, распространенный в советские времена.

Julchen написал(а):

Но, в общем и целом, очарование этой сказки в другом – в любви, с которой написан и наделен душой каждый персонаж, от людей и домов, до старого года и чердачного окошка, приветливо подмигивающего гостю. Она, как мозаика, составлена из аккуратно подобранных стеклышек-штрихов, незначительных в отрыве от контекста, но вместе дающих красивую и очень настоящую картину.
Любопытно выстраивается последовательность историй. Если в первой волшебство творится непосредственно под окнами, то, чем дальше, тем больше выясняется, что чудеса старого дома могут происходить и на расстоянии, и даже вне всякой связи с самим домом. В последней истории происходит не чудо даже, просто случай, и все же автор дает понять: каким-то образом это тоже неспроста.
Оставляет сказка и некоторый простор для домыслов читателей. В ней, например, не говорится однозначно, куда исчез флюгер. Не говорится, как именно дом столкнул голодного Юльку с бездетным Алексеем. Или как дом исполняет желания жильцов четвертой квартиры. Автор как бы выхватывает кусочек из жизни, со всеми ее недомолвками и со всей невозможностью расставить над ней все точки.
И, что очень замечательно, в сказке нет морали. Ее герои не борются со злом, не превозмогают себя, они просто живут, и автор показывает нам светлую сторону этих жизней.

Юльхен, я вас люблю :love:

Лоторо

Лоторо написал(а):

Да, это новый год, я узнаю его. Автор попробовал найти новые слова , немножко другие образы для его описания, но это он. Автор. Это же Новый Год — сам шаблон. Попытки описать его по-новому — тщетны. Сама новогодняя история — уже некоторая пошлость.

И? Давайте не писать про Новый год? Я уж боюсь представить как тогда про любовь писать:)

Лоторо написал(а):

Между тем ледяной коркой окна покрываются только в хорошо отапливаемых квартирах.

Между тем, дома были деревянные:) А в них тепло распределяется равномерно по всем помещениям, даже нежилым. Так что ледяная корка вполне закономерна.

Лоторо написал(а):

На это месте, аккуратно после слова «нраву», ощутился сильнейший приступ сахарного диабета. Нрав — это перегиб в попытке приблизится временем к дому.

А нрав не к дому относился, а к людям:)

Лоторо написал(а):

Рисовал пальцами — стоило бы добавить.

Ага, слышал ушами, смотрел глазами...

Лоторо написал(а):

А стекло при этом теряло в способности быть полотном.

Отчего же? Оно лишь слегка оттаивало.

Лоторо написал(а):

Когда дом начал смотреть сам на себя, зарябило в глазах. Лучше было бы сказать «знал».

Лоторо написал(а):

Два раза на один абзац дом чувствовал. Дому это позволительно, автору — нет.

Замечания справедливые.

Лоторо написал(а):

Зачем же ребёнок лепил снеговика в ведре?

А это - нет.

Лоторо написал(а):

«Вы не подумайте, мать хоть и не лепит снеговиков, но тоже хорошая», торопливо приписал автор. И зря. Мы бы поверили дому.

И это тоже. Сарказм не к месту, по-моему.

Лоторо написал(а):

Тут-то я и потерялась во времени. Три дня после нового года?

Вообще, рассказ протяженностью с неделю примерно. Новогодняя неделя. Или вам хочется все чудеса в один вечер впихать?

Лоторо написал(а):

Спустя три дня — гарантированно невозможно.

От погоды зависит)

Лоторо написал(а):

Нерешительность перекрывала одиночество. Бывает и не такое.

Что не так?

Лоторо написал(а):

Дом старался, но об этом мы узнали поздно. Не написать ли, что дом задумал сразу?

Нет. Объяснение идет дальше. Читатель поначалу не должен думать об участии дома.

Лоторо написал(а):

Со злонамеренно перегорающей лампочкой. Такой ухоженный дом и ай-ай-ай.

Опять сарказм.

Лоторо написал(а):

Да, мило, да — трогательно, но и да — сладко. Хочется спросить автора на какую целевую аудиторию он рассчитывает?
Детям читать — скучновато, взрослым — поздновато.

Определенно не для детей. А верить в чудо не поздно никогда.

Лоторо написал(а):

Внезапно. Может лучше было постелить тут хоть небольшую прослойку перехода? На подобии — тем же временем, этажом ниже.

Мне кажется, нет.

Лоторо написал(а):

Какой сокрушительный шаблон!

Да? Не знаю, возможно.

Лоторо написал(а):

Да, вот оно — нехитрое счастье — и молодым и старым нужна семья. Повторим ещё раз.Но не так подробно.

Сарказм.

Лоторо написал(а):

Слово «особенный» здесь приобретает тот нежный смысл, как и в названии школы для «особенных детей». Как жестоко. Как выбивается из настроения пряничного дома.

Он же.

Лоторо написал(а):

Как неслучайно? Ведь распределили.

Могли распределить другую)

Лоторо написал(а):

Крапивин и ещё кусочек сахара. Мы прекрасно помним, что он детдомомвец.

Вдруг не все)

Лоторо написал(а):

Субординацию он пока не нарушил, ибо никем не являлся в служебном плане. А нарушил только закон о хулиганстве.

А в представлении Пашки?

Лоторо написал(а):

Ему — это Пашке шить, или офицерику смотреть?

Обычно местоимение относится к последнему определяемому слову)

Лоторо написал(а):

Например, умереть в одиночестве, как прошлый жилец?
Неожиданная мистика. Да и незаслуженная, как мне кажется. Да и духу рассказа не соответсвует.
Хотя и разнообразие. Флюгер сдвинуло в сторону.

Не вижу мистики)

Лоторо написал(а):

И четвёртая монотонная история начинала усыплять измученного диабетом критика.

Мне хотелось думать, что они разные)

Лоторо написал(а):

Какая страшная современность вдруг ворвалась в офлюгеренный домик.

К сожалению, это всего лишь жизнь.

Лоторо написал(а):

Да, широкий жест, ничего не скажешь. И сразу поступок потерял благородство, а дядя добропорядочность. «Сколько стоит пирог, я заплачу».

Это отчего же? Что должен был сделать Алексей, чтобы нимб благородства не померк?

Дюдюка написал(а):

Здравствуй, сахар. Две недели пью чай без тебя. Но последний рассказ грешил тобой чуть меньше.

Ну не знаю, не знаю... Мне казалось, что самые сладкие первые две истории)))

В общем и целом, Лоторо, вас я тоже люблю. Иногда.

0

21

новый вид

Эээ. Какой же это новый вид? В дуэли Лоторо-Свиксен такое было.

0

22

На Коте - новый вид:) Но я могу исправиться.

0

23

Дюдюка написал(а):

А соседние ребята - это не оборот, это ошибка:)

Ну... это был тонкий английский хьюмор XD

Дюдюка написал(а):

Это не поняла. Не нашла непонятностей:)

Значит, это особенности моего чтения. Я честно при прочтении отнесла "а до нее" к Митьке, который фигурировал в предложении непосредственно перед %)

Дюдюка написал(а):

Имел место размен, распространенный в советские времена.

Ы. Я постсоветское дитя, я не поняло. %)

0

24

А я насчёт снеговика в ведре всё-таки не понял... %(

0

25

Снеговик в ведре - тоже, по-моему проявление сарказма со стороны Лоторо)

0

26

А что имелось в виду в исходном тексте? Просто я, честно говоря, не понял...  :blush:

0

27

Ничего не понимаю...

Дюдюка написал(а):

Именно Митька (так звали мальчика) слепил снеговика, красовавшегося сейчас в зеленом жестяном ведерке с бабочками.

Эта фраза непонятна?) Снеговик с головным убором в виде ведра))) На ведре нарисованы бабочки))) *себе: надо переделать значит, раз вопросы вызывает*

0

28

Ааааааааа.... Дошло.... XD Это на голове ведро было, точно. Всё, отмерла эта ассоциативная связь у нынешного поколения, когда вёдра в дефиците.  :'(

0

29

Дюдюка написал(а):

Эта фраза непонятна?) Снеговик с головным убором в виде ведра))) На ведре нарисованы бабочки))) *себе: надо переделать значит, раз вопросы вызывает*

Дюдюка, напишите что-нибудь типа красовался с ведром на голове  или вместо шляпы.

0

30

АААААА. аж саму тошнит от предложенного шаблона.  :(
Но я дала только вариант. ;)

0


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Архивы » Дуэль Лоторо-Юльхен. Тур третий. Критика.