Разновидность литературы? Или особый ее вид, не подпадающий под общие каноны? Можно ли "детское" произведение определить по языку, идее и прочим формальным признакам? Что должна сочетать в себе такая литература: развлекательность, элементы развития, воспитания, обучения (читай, педагогику), что-то еще?
Что такое "детская литература"?
Сообщений 1 страница 30 из 134
Поделиться22010-03-24 12:06:37
Разновидность литературы? Или особый ее вид
М?
У меня есть что сказать, но нет времени пока. Я вернусь.
Поделиться32010-03-24 12:09:57
Ну, имелось в виду подвид общей литературы или совершенно отдельное творчество?
Поделиться42010-03-24 13:15:07
Ммм.. Не вижу оснований выделять детскую литературу из итературы вообще, как минимум потому что помимо взрослой и детской литературы есть еще универсальная, типа Крапивина. Во взрослой литературе должна быть информация, информационно и/или эстетически нагруженная в глазах взрослого человека. В детской - информационно и/или этетически нагруженная в глазах ребенка. Ребенок и взрослый различаются степенью забитости головы информацией - у ребенка голова свободнее и фантазия обширнее, стало быть, и разных вещей, содержательных для него, может быть больше, в том чисел и те, которые во взрослый мир не вмещаются. С другой стороны ребенок не вовлечен во многие взрослые терминологические системы, поэтому с ним надо изъясняться проще. Литература подаваемая ребенку не должна уводить его совсем далеко из мира, в котором он окажется, когда вырастет, но и формовать его мозг под наши взрослые понятия не должна, ИМХО. Такие вещи как
"Я ударился об угол,
Значит мир не так уж кругл" - вполне познавательны для ребенка, хотя и не очень воспитательны %)
Поделиться52010-03-24 13:54:59
Что должна сочетать в себе такая литература: развлекательность, элементы развития, воспитания, обучения (читай, педагогику), что-то еще?
Я бы поправила: воспитание - (читай, педагогику). И воспитание, к слову, - это не только привитие правильного поведения. Это еще и формирование вкуса во всем, доступном ребенку: ч/ю, язык, например.
Тут очень большая деликатность должна присутствовать у автора детской книжки, чуткость к фальши и отсутствие желания стать для детей своим во что бы то ни стало.
(всё это общо, наверное, но у меня что-то не конкретизируется )
Поделиться62010-03-24 14:22:54
А почему Крапивин универсальная? Потому, что его могут читать и взрослые и дети? Тогда что мы относим к виду "детская литература"?
Литература подаваемая ребенку не должна уводить его совсем далеко из мира, в котором он окажется, когда вырастет, но и формовать его мозг под наши взрослые понятия не должна, ИМХО
А что же среднее?)
Тут очень большая деликатность должна присутствовать у автора детской книжки, чуткость к фальши и отсутствие желания стать для детей своим во что бы то ни стало.
Дети, обычно, очень чувствительны к фальши. Так что, если автор перестарается, дети и читать не будут %)
Поделиться72010-03-24 14:27:22
А почему Крапивин универсальная? Потому, что его могут читать и взрослые и дети? Тогда что мы относим к виду "детская литература"?
Потому что на мой вкус он содержателен и для тех и для других. Я читала многие книжки уже не в детском возрасте, и это была не ностальгия, а интересно и мудро здесь и сейчас.
А совсем детская - это которая ребенку интересна, а взрослому - интересна как родителю, например %)
А что же среднее?)
Среднее и есть =) Я подумаю, может, сумею сформулировать по-другому, хотя вряд ли %)
Поделиться82010-03-24 14:31:22
А я тогда вообще не могу выделить чисто детскую литературу. Я многое и сейчас, во вполне взрослом возрасте, читаю) Круг литературы только для детей для меня получается крайне узок.
Я подумаю, может, сумею сформулировать по-другому, хотя вряд ли %)
Постарайтесь) Потому что пока я плохо понимаю, что вы имеете в виду)
Поделиться92010-03-24 14:40:16
Если уж выделять "чисто детское", тогда уж и распределение по возрасту.
Поделиться102010-03-24 16:34:47
Если уж выделять "чисто детское", тогда уж и распределение по возрасту.
Кстати, да. Обязательно.
Поделиться112010-03-24 17:55:25
А существующее распределение (официальное и устоявшееся) в значительной мере условно. Как и любая классификация, впрочем.
Поделиться122010-03-24 19:32:07
Ммм.. Не вижу оснований выделять детскую литературу из итературы вообще, как минимум потому что помимо взрослой и детской литературы есть еще универсальная, типа Крапивина.
Я считаю признаком того, что данная литература - для детей(в том числе) - то, что детям эта литература интересна и скорее всего она про детей самих. Что она должна? Ничего не должна - должна нравится детям и желательно не учит плохому.
Дюдюка, Мэрри Поппинс мне пришла в голову - и я привела её в пример как ничему не учащую детей книгу, только развивающую воображение и дарящее веру в чудо.(О! Это то, что должна делать детская книга - дарить веру в чудо).
Ну Алиса тоже ничему не учит - равзивает воображение и забавляет. Детей по-крайней мере.
Чем дял более младшего круга читателей книга - тем проще её язык и незамысловатее сюжет - они могут ничему ен учить - только расширять кругозор - стихи про зверюшек, например, про Родину, Ленина и проч.
Поделиться132010-03-24 20:12:09
Чем дял более младшего круга читателей книга - тем проще её язык и незамысловатее сюжет
Про язык - да. Но только это не повод относиться к нему небрежно. Сразу приходит на память фраза из "Поросенка", которого мы обсуждали в "Поколении", помните? Там было примерно так: "Коровы, гуси и прочие поросята удивленно смотрели вслед". Неряшливо? По-моему, да. И там не один такой момент. Хотя идея этих рассказиков неплохая - фантазия в игре может подарить множество ярких впечатлений.
Также меня раздражают детские стихи о буквах, например, которые непосредственно к самим буквам имеют очень отдаленное отношение. Вот, к примеру:
"А" в карманах держит руки,
А у "Б" - большой живот,
Буква "В" надела кепку,
Тихо песенку поёт.
"Г" - заботливая буква -
Кормит птичек во дворе,
Буква "Д" спешит по делу,
Падает от смеха "Е".
Более-менее объяснимы признаки букв в "облике" и "поведении" "Б"(большой живот) и "Д"(спешит по делу). Остальные - ни к селу ни к городу. Всё-таки алфавит - это нечто, что предполагается выучить ребенку. А стихи и рассказы о буквах, по-моему, должны помогать их запомнить, а не быть бессмысленным и сомнительным "развлечением".
Это так, частности.
Поделиться142010-03-24 23:32:58
Постарайтесь) Потому что пока я плохо понимаю, что вы имеете в виду)
Вот если взять тот же стишок про угол: он не навязывает какую-то форму мышления, а предлагает посмотреть на мир под каким-то иным углом. С другой стороны, этот стишок ничего не рушит из условностей, принятых во взросом мире. Я тут согласна с Лоторо: детская книжка должна учить чудесам, должна показывать многомерность и неоднозначность того, что дитю предстоит познать.
Поделиться152010-03-25 00:06:59
Лоторо
Дюдюка, Мэрри Поппинс мне пришла в голову - и я привела её в пример как ничему не учащую детей книгу, только развивающую воображение и дарящее веру в чудо.
Это Мэри Поппинс-то ничему не учит? Да там, что ни история так урок, как надо или не надо поступать.
Чем дял более младшего круга читателей книга - тем проще её язык и незамысловатее сюжет - они могут ничему ен учить - только расширять кругозор - стихи про зверюшек, например, про Родину, Ленина и проч.
Нет, не согласна. Если детская книжка ничему не учит - это бесполезная книжка.
Татьяна Воинова
"А" в карманах держит руки,
А у "Б" - большой живот,
Буква "В" надела кепку,
Тихо песенку поёт.
"Г" - заботливая буква -
Кормит птичек во дворе,
Буква "Д" спешит по делу,
Падает от смеха "Е".
Предполагается, что эти стихи не должны быть оторваны от рисунка:) По крайней мере, нас так учили азбуке в нулевом классе.
Про язык - да. Но только это не повод относиться к нему небрежно. Сразу приходит на память фраза из "Поросенка", которого мы обсуждали в "Поколении", помните? Там было примерно так: "Коровы, гуси и прочие поросята удивленно смотрели вслед". Неряшливо? По-моему, да. И там не один такой момент. Хотя идея этих рассказиков неплохая - фантазия в игре может подарить множество ярких впечатлений.
Просто Петрушевская сама по себе авангардный писатель. Я вот ее не могу читать:) Это же она перенесла в сказки для детей.
Julchen
А, по-моему, стишок про угол юмористичен:)
а предлагает посмотреть на мир под каким-то иным углом.
Просто ребенок, которому твердили, что мир круглый, недоумевает, отчего же в нем углы)
Я тут согласна с Лоторо: детская книжка должна учить чудесам, должна показывать многомерность и неоднозначность того, что дитю предстоит познать.
Что-то у меня "учить чудесам" и "показывать многомерность" вступают в противоречие:)
Отредактировано Дюдюка (2010-03-25 00:07:20)
Поделиться162010-03-25 00:23:23
Предполагается, что эти стихи не должны быть оторваны от рисунка:) По крайней мере, нас так учили азбуке в нулевом классе.
В любом случае то, что должно обучать — должно обучать.
Просто Петрушевская сама по себе авангардный писатель.
Неправильное использование русского языка теперь называется авангардностью? Я так понимаю, "авангардный", значит, крайне необычный? Ооочень хорошее и красивое оправдание для небрежности
Поделиться172010-03-25 00:52:34
В любом случае то, что должно обучать — должно обучать.
А эти стишки вместе с картинками - не обучают?)
Неправильное использование русского языка теперь называется авангардностью? Я так понимаю, "авангардный", значит, крайне необычный? Ооочень хорошее и красивое оправдание для небрежности
Не такой, как были до него значит.
"Коровы, гуси и прочие поросята удивленно смотрели вслед".
В этой неправильности я вижу юмор:) Хотя не знаю насколько это понимаемо детьми.
Поделиться182010-03-25 10:01:04
А существующее распределение (официальное и устоявшееся) в значительной мере условно. Как и любая классификация, впрочем.
Да всё условно, но надо же как-то свести понятия. 12 лет - это ещё ребёнок? А 15? Читают ли пятилетние то же, что и десятилетние?
Коровы, гуси и прочие поросята удивленно смотрели вслед
Прочие - это не ня. Другие - это ня.
Если детская книжка ничему не учит - это бесполезная книжка.
Учит, звините, в каком смысле? Поучает, что хорошо и что плохо? Или даёт информацию? Мне кажется, Лоторо имела в виду чисто познавательное. Как про животных.
Поделиться192010-03-25 12:00:16
А эти стишки вместе с картинками - не обучают?)
Мне всё же хотелось бы, чтобы в подобных стихах прослеживалась хоть какая-то связь непосредственно с буквами (с их звуковым воплощением, с их "словосоставляющей" функцией), которая бы работала и без сомнительных картинок.
В этой неправильности я вижу юмор:) Хотя не знаю насколько это понимаемо детьми.
То есть? Намеренная небрежность? Как она может быть понимаема маленькими детьми с недостаточным речевым опытом? По-моему, никак. Для них это пример речи. Вот и всё. Плохой пример.
Прочие - это не ня. Другие - это ня.
А мне даже "другие" не нравятся... Все равно как-то неоднозначно звучит. Хотя, Морлот, мне ли тягаться с вашим языковым чутьем.
Поделиться202010-03-25 12:16:58
У меня нет языкового чутья.
В контексте неоднозначности меньше, потому что сам герой - поросёнок.
Впрочем, Петрушевская все равно не детский писатель, как бы ни старалась.
Поделиться212010-03-25 12:21:23
У меня нет языкового чутья.
В контексте неоднозначности меньше, потому что сам герой - поросёнок.
Впрочем, Петрушевская все равно не детский писатель, как бы ни старалась.
Есть у вас чутье.
Возможно, но я согласна с последним предложением.
Поделиться222010-03-25 12:41:29
А, по-моему, стишок про угол юмористичен:)
Это не противорчит ни тому, что он детский, ни тому, что он ничег не навязывает ребенку %)
Что-то у меня "учить чудесам" и "показывать многомерность" вступают в противоречие:)
Ммм... Опять разница в терминологии? никто меня не понимает, ыыы
А что, для Вас мир чудес одномерен?
Поделиться232010-03-25 15:15:31
Спорить о наличии у меня языкового чутья не имею желания, поэтому предположим.
Возможно, но я согласна с последним предложением.
Ну вот как бы в этом основная проблема. Взрослый мир со всеми его несовершенствами прорывается на уровне мировоззрения. Реальность без разбору - мы-то понимаем, что и это любить можно, но ребёнок-то должен узнавать, как должно быть, а не как есть в силу несовершенства человечьей природы. Автор детской книжки должен верить, что мир всё-таки добрый. (Это не касается семей готов, сатанистов и фанатиков.) Нормообразующая функция, короче.
Поделиться242010-03-25 21:54:49
Да всё условно, но надо же как-то свести понятия. 12 лет - это ещё ребёнок? А 15? Читают ли пятилетние то же, что и десятилетние?
Ну так это-то, вроде, есть?)
Учит, звините, в каком смысле? Поучает, что хорошо и что плохо? Или даёт информацию? Мне кажется, Лоторо имела в виду чисто познавательное. Как про животных.
Нет, не поучает *у меня, похоже, аллергия на это слово* Я поняла, что Лоторо имела в виду необязательность для детской литературы познавательной функции. В таком случае, такая книжка бесполезна. Из разряда: "А потом напишет тётя, с тётей вроде всё нормально, тётя пишет детских сказок, состоящих из слюней, из соплей, чуток из кружев, и из рюшечек, конечно, тётя думает, что дети не сблюют в её сироп. "(с)
Мне всё же хотелось бы, чтобы в подобных стихах прослеживалась хоть какая-то связь непосредственно с буквами (с их звуковым воплощением, с их "словосоставляющей" функцией), которая бы работала и без сомнительных картинок.
При современном засильи всевозможных азбук, порой совершенно неудобоваримых, эти стишки еще ничего, хоть не вредные.
Это не противорчит ни тому, что он детский, ни тому, что он ничег не навязывает ребенку %)
Не противоречит. Но (для меня) расставляет приоритеты.
Ммм... Опять разница в терминологии? никто меня не понимает, ыыы
А что, для Вас мир чудес одномерен?
Я вас понима-а-а-ю... Прилагаю все усилия:) Я, видимо, неверно поняла, но мне казалось вы как раз разводили понятия чудесности и многомерности мира по разным углам?
Автор детской книжки должен верить, что мир всё-таки добрый.
Да-да-да:) Но это только одна из функций:)
Поделиться252010-03-25 23:12:50
чудесности и многомерности мира по разным углам
Где? Оо
Поделиться262010-03-25 23:14:29
детская книжка должна учить чудесам, должна показывать многомерность и неоднозначность того, что дитю предстоит познать.
Вот здесь:)
Поделиться272010-03-25 23:29:01
Вот здесь:)
Это все было в одно русло Оо
Поделиться282010-03-25 23:47:06
Как я это всё вижу. Существует литература для дошколят (до 5ти лет примерно и грубо, ибо кое-где школа начинается в 5 лет, а мы о мировой литературе для детей, так?), для младшего школьного и среднего-страшего школьного.
Выделяю в отдельные жанры из книг для детей -
Приключенческие,
Сказки,
Басни и притчи(вот эти поучают).
Бытовые.(Типа Денискиных рассказов).
Истории о Винни Пухе, Мумми-Троллях и других выдуманных созданиях.
И ещё один род
Я не случайно взяла Мерри Поппинс. Подобные книги - для младшего школьного возраста я выделяю в отдельный "вид". И того же ряда книжек могу привести - Карлсона и Пеппи ДЧ.
В чём их отличие? Чему учит эта литература, на что направляет?
Как это вижу я - в данной категории книг есть герой, который уводит других героев - чаще детей из вполне обыденной реальности в мир чудес - не просто чудес, а "справедливости" - в мир, где лекарство, от которого не отвязаться - хоть плач - сладкое и вкусное, где от мороженного летают, где можно и нужно сосать пальцы - они же имбирные, где сатуи живы, где ночью в зоопарк можно попасть не через забор нарушителем - а по приглашению, где живут без мам и пап, где не запрещают, где не используют свою взрослость и силу для обретения власти над детьми, где можно. Всё. Всё, что нужно для восстановления справедливости и обретения свободы.
Ведь этот мир, как мне кажется, как мне в пять лет казалось, страшно несправедлив для незамутнённого детского глаза - чувствовать горечь, боль, скуку - это страшно несправедливо для ребёнка. И такие книги - дают ему возможность почувствовать, что всё не так беспростветно - что чудо рядом - буквально в доме по соседству, на чердаке, или может быть принесено следующим западным ветром.
И оно зависит от...другого человека - от мальчика с пропеллером(но он же больше ничем не отличается от нас!), от девочки по соседству - да, она сильная и богатая, но шпана с улицы - тоже сильна, а простивная тётка - богата - а они не имеют власти над превращением этого мира в увлекательнейшее место. От няни - которая с виду - как все взрослые. Но. Они умеют принести с собой чудо.
И возможно детей не только научат примиряться с этой реальностью но и самим становится немного Мерри Поппинс, Питером Пэном или Пэппи.
Таков мой взгляд на детскую литературу.
Что значит "учить" в понимании Дюдюки и Тиу я не понимаю.
Поделиться292010-03-25 23:57:17
При современном засильи всевозможных азбук, порой совершенно неудобоваримых, эти стишки еще ничего, хоть не вредные.
Слабенькое утешение. Уж лучше я по своему старенькому букварику буду дочку обучать...
Поделиться302010-03-26 00:35:07
Приключенческие,
Сказки,
Басни и притчи(вот эти поучают).
Бытовые.(Типа Денискиных рассказов).
Истории о Винни Пухе, Мумми-Троллях и других выдуманных созданиях.
И ещё один родЯ не случайно взяла Мерри Поппинс. Подобные книги - для младшего школьного возраста я выделяю в отдельный "вид". И того же ряда книжек могу привести - Карлсона и Пеппи ДЧ.
В чём их отличие? Чему учит эта литература, на что направляет?
Лоторо, ну неужели же учить, по вашему, можно только открытой моралью?) "Этого не делай, туда не ходи..."