Литературный форум Белый Кот

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Уголок ритора » Что такое "детская литература"?


Что такое "детская литература"?

Сообщений 1 страница 30 из 134

1

Разновидность литературы? Или особый ее вид, не подпадающий под общие каноны? Можно ли "детское" произведение определить по языку, идее и прочим формальным признакам? Что должна сочетать в себе такая литература: развлекательность, элементы развития, воспитания, обучения (читай, педагогику), что-то еще?

0

2

Дюдюка написал(а):

Разновидность литературы? Или особый ее вид

М? :)
У меня есть что сказать, но нет времени пока. Я вернусь.

0

3

Ну, имелось в виду подвид общей литературы или совершенно отдельное творчество?  :yep:  :blush:

0

4

Ммм.. Не вижу оснований выделять детскую литературу из итературы вообще, как минимум потому что помимо взрослой и детской литературы есть еще универсальная, типа Крапивина. Во взрослой литературе должна быть информация, информационно и/или эстетически нагруженная в глазах взрослого человека. В детской - информационно и/или этетически нагруженная в глазах ребенка. Ребенок и взрослый различаются степенью забитости головы информацией - у ребенка голова свободнее и фантазия обширнее, стало быть, и разных вещей, содержательных для него, может быть больше, в том чисел и те, которые во взрослый мир не вмещаются. С другой стороны ребенок не вовлечен во многие взрослые терминологические системы, поэтому с ним надо изъясняться проще. Литература подаваемая ребенку не должна уводить его совсем далеко из мира, в котором он окажется, когда вырастет, но и формовать его мозг под наши взрослые понятия не должна, ИМХО. Такие вещи как
"Я ударился об угол,
Значит мир не так уж кругл" - вполне познавательны для ребенка, хотя и не очень воспитательны %)

+1

5

Дюдюка написал(а):

Что должна сочетать в себе такая литература: развлекательность, элементы развития, воспитания, обучения (читай, педагогику), что-то еще?

Я бы поправила: воспитание - (читай, педагогику). И воспитание, к слову, - это не только привитие правильного поведения. Это еще и формирование вкуса во всем, доступном ребенку: ч/ю, язык, например.
Тут очень большая деликатность должна присутствовать у автора детской книжки, чуткость к фальши и отсутствие желания стать для детей своим во что бы то ни стало.
(всё это общо, наверное, но у меня что-то не конкретизируется :()

0

6

А почему Крапивин универсальная? Потому, что его могут читать и взрослые и дети? Тогда что мы относим к виду "детская литература"?

Julchen написал(а):

Литература подаваемая ребенку не должна уводить его совсем далеко из мира, в котором он окажется, когда вырастет, но и формовать его мозг под наши взрослые понятия не должна, ИМХО

А что же среднее?)

Татьяна Воинова написал(а):

Тут очень большая деликатность должна присутствовать у автора детской книжки, чуткость к фальши и отсутствие желания стать для детей своим во что бы то ни стало.

Дети, обычно, очень чувствительны к фальши. Так что, если автор перестарается, дети и читать не будут %)

0

7

Дюдюка написал(а):

А почему Крапивин универсальная? Потому, что его могут читать и взрослые и дети? Тогда что мы относим к виду "детская литература"?

Потому что на мой вкус он содержателен и для тех и для других. Я читала многие книжки уже не в детском возрасте, и это была не ностальгия, а интересно и мудро здесь и сейчас.

А совсем детская - это которая ребенку интересна, а взрослому - интересна как родителю, например %)

Дюдюка написал(а):

А что же среднее?)

Среднее и есть =) Я подумаю, может, сумею сформулировать по-другому, хотя вряд ли %)

0

8

А я тогда вообще не могу выделить чисто детскую литературу. Я многое и сейчас, во вполне взрослом возрасте, читаю) Круг литературы только для детей для меня получается крайне узок.

Julchen написал(а):

Я подумаю, может, сумею сформулировать по-другому, хотя вряд ли %)

Постарайтесь) Потому что пока я плохо понимаю, что вы имеете в виду)

0

9

Если уж выделять "чисто детское", тогда уж и распределение по возрасту.  :smoke:

0

10

Morlot написал(а):

Если уж выделять "чисто детское", тогда уж и распределение по возрасту.

Кстати, да. Обязательно.

0

11

А существующее распределение (официальное и устоявшееся) в значительной мере условно. Как и любая классификация, впрочем.

0

12

Julchen написал(а):

Ммм.. Не вижу оснований выделять детскую литературу из итературы вообще, как минимум потому что помимо взрослой и детской литературы есть еще универсальная, типа Крапивина.

Я считаю признаком того, что данная литература - для детей(в том числе) - то, что детям эта литература интересна и скорее всего она про детей самих. Что она должна? Ничего не должна - должна нравится детям и желательно не учит плохому.

Дюдюка, Мэрри Поппинс мне пришла в голову - и я привела её в пример как ничему не учащую детей книгу, только развивающую воображение и дарящее веру в чудо.(О! Это то, что должна делать детская книга - дарить веру в чудо).

Ну Алиса тоже ничему не учит - равзивает воображение и забавляет. Детей по-крайней мере.

Чем дял более младшего круга читателей книга - тем проще её язык и незамысловатее сюжет - они могут ничему ен учить - только расширять кругозор - стихи про зверюшек, например, про Родину, Ленина и проч.

0

13

Лоторо написал(а):

Чем дял более младшего круга читателей книга - тем проще её язык и незамысловатее сюжет

Про язык - да. Но только это не повод относиться к нему небрежно. Сразу приходит на память фраза из "Поросенка", которого мы обсуждали в "Поколении", помните? Там было примерно так: "Коровы, гуси и прочие поросята удивленно смотрели вслед". Неряшливо? По-моему, да. И там не один такой момент. Хотя идея этих рассказиков неплохая - фантазия в игре может подарить множество ярких впечатлений.
Также меня раздражают детские стихи о буквах, например, которые непосредственно к самим буквам имеют очень отдаленное отношение. Вот, к примеру:
"А" в карманах держит руки,
А у "Б" - большой живот,
Буква "В" надела кепку,
Тихо песенку поёт.
"Г" - заботливая буква -
Кормит птичек во дворе,
Буква "Д" спешит по делу,
Падает от смеха "Е".

Более-менее объяснимы признаки букв в "облике" и "поведении" "Б"(большой живот) и "Д"(спешит по делу). Остальные - ни к селу ни к городу. Всё-таки алфавит - это нечто, что предполагается выучить ребенку. А стихи и рассказы о буквах, по-моему, должны помогать их запомнить, а не быть бессмысленным и сомнительным "развлечением".

Это так, частности.

0

14

Дюдюка написал(а):

Постарайтесь) Потому что пока я плохо понимаю, что вы имеете в виду)

Вот если взять тот же стишок про угол: он не навязывает какую-то форму мышления, а предлагает посмотреть на мир под каким-то иным углом. С другой стороны, этот стишок ничего не рушит из условностей, принятых во взросом мире. Я тут согласна с Лоторо: детская книжка должна учить чудесам, должна показывать многомерность и неоднозначность того, что дитю предстоит познать.

0

15

Лоторо

Лоторо написал(а):

Дюдюка, Мэрри Поппинс мне пришла в голову - и я привела её в пример как ничему не учащую детей книгу, только развивающую воображение и дарящее веру в чудо.

Это Мэри Поппинс-то ничему не учит? o.O  Да там, что ни история так урок, как надо или не надо поступать.

Лоторо написал(а):

Чем дял более младшего круга читателей книга - тем проще её язык и незамысловатее сюжет - они могут ничему ен учить - только расширять кругозор - стихи про зверюшек, например, про Родину, Ленина и проч.

Нет, не согласна. Если детская книжка ничему не учит - это бесполезная книжка.

Татьяна Воинова

Татьяна Воинова написал(а):

"А" в карманах держит руки,
А у "Б" - большой живот,
Буква "В" надела кепку,
Тихо песенку поёт.
"Г" - заботливая буква -
Кормит птичек во дворе,
Буква "Д" спешит по делу,
Падает от смеха "Е".

Предполагается, что эти стихи не должны быть оторваны от рисунка:) По крайней мере, нас так учили азбуке в нулевом классе.

Татьяна Воинова написал(а):

Про язык - да. Но только это не повод относиться к нему небрежно. Сразу приходит на память фраза из "Поросенка", которого мы обсуждали в "Поколении", помните? Там было примерно так: "Коровы, гуси и прочие поросята удивленно смотрели вслед". Неряшливо? По-моему, да. И там не один такой момент. Хотя идея этих рассказиков неплохая - фантазия в игре может подарить множество ярких впечатлений.

Просто Петрушевская сама по себе авангардный писатель. Я вот ее не могу читать:) Это же она перенесла в сказки для детей.

Julchen
А, по-моему, стишок про угол юмористичен:)

Julchen написал(а):

а предлагает посмотреть на мир под каким-то иным углом.

Просто ребенок, которому твердили, что мир круглый, недоумевает, отчего же в нем углы)

Julchen написал(а):

Я тут согласна с Лоторо: детская книжка должна учить чудесам, должна показывать многомерность и неоднозначность того, что дитю предстоит познать.

Что-то у меня "учить чудесам" и "показывать многомерность" вступают в противоречие:)

Отредактировано Дюдюка (2010-03-25 00:07:20)

0

16

Дюдюка написал(а):

Предполагается, что эти стихи не должны быть оторваны от рисунка:) По крайней мере, нас так учили азбуке в нулевом классе.

В любом случае то, что должно обучать — должно обучать.

Дюдюка написал(а):

Просто Петрушевская сама по себе авангардный писатель.

Неправильное использование русского языка теперь называется авангардностью? Я так понимаю, "авангардный", значит, крайне необычный? Ооочень хорошее и красивое оправдание для небрежности :D

0

17

Татьяна Воинова написал(а):

В любом случае то, что должно обучать — должно обучать.

А эти стишки вместе с картинками - не обучают?)

Татьяна Воинова написал(а):

Неправильное использование русского языка теперь называется авангардностью? Я так понимаю, "авангардный", значит, крайне необычный? Ооочень хорошее и красивое оправдание для небрежности :D

Не такой, как были до него значит.

Татьяна Воинова написал(а):

"Коровы, гуси и прочие поросята удивленно смотрели вслед".

В этой неправильности я вижу юмор:) Хотя не знаю насколько это понимаемо детьми.

0

18

Дюдюка написал(а):

А существующее распределение (официальное и устоявшееся) в значительной мере условно. Как и любая классификация, впрочем.

Да всё условно, но надо же как-то свести понятия. 12 лет - это ещё ребёнок? А 15? Читают ли пятилетние то же, что и десятилетние?  :smoke:

Коровы, гуси и прочие поросята удивленно смотрели вслед

Прочие - это не ня. Другие - это ня.

Дюдюка написал(а):

Если детская книжка ничему не учит - это бесполезная книжка.

Учит, звините, в каком смысле? Поучает, что хорошо и что плохо? Или даёт информацию? Мне кажется, Лоторо имела в виду чисто познавательное. Как про животных.

0

19

Дюдюка написал(а):

А эти стишки вместе с картинками - не обучают?)

Мне всё же хотелось бы, чтобы в подобных стихах прослеживалась хоть какая-то связь непосредственно с буквами (с их звуковым воплощением, с их "словосоставляющей" функцией), которая бы работала и без сомнительных картинок.

Дюдюка написал(а):

В этой неправильности я вижу юмор:) Хотя не знаю насколько это понимаемо детьми.

То есть? Намеренная небрежность? Как она может быть понимаема маленькими детьми с недостаточным речевым опытом? По-моему, никак. Для них это пример речи. Вот и всё. Плохой пример.

Morlot написал(а):

Прочие - это не ня. Другие - это ня.

А мне даже "другие" не нравятся... Все равно как-то неоднозначно звучит. Хотя, Морлот, мне ли тягаться с вашим языковым чутьем. :unsure:

0

20

У меня нет языкового чутья.
В контексте неоднозначности меньше, потому что сам герой - поросёнок.
Впрочем, Петрушевская все равно не детский писатель, как бы ни старалась.

0

21

Morlot написал(а):

У меня нет языкового чутья.
В контексте неоднозначности меньше, потому что сам герой - поросёнок.
Впрочем, Петрушевская все равно не детский писатель, как бы ни старалась.

Есть у вас чутье.
Возможно, но я согласна с последним предложением.

0

22

Дюдюка написал(а):

А, по-моему, стишок про угол юмористичен:)

Это не противорчит ни тому, что он детский, ни тому, что он ничег не навязывает ребенку %)

Дюдюка написал(а):

Что-то у меня "учить чудесам" и "показывать многомерность" вступают в противоречие:)

Ммм... Опять разница в терминологии? никто меня не понимает, ыыы
А что, для Вас мир чудес одномерен?

0

23

Спорить о наличии у меня языкового чутья не имею желания, поэтому предположим.

Татьяна Воинова написал(а):

Возможно, но я согласна с последним предложением.

Ну вот как бы в этом основная проблема. Взрослый мир со всеми его несовершенствами прорывается на уровне мировоззрения. Реальность без разбору - мы-то понимаем, что и это любить можно, но ребёнок-то должен узнавать, как должно быть, а не как есть в силу несовершенства человечьей природы. Автор детской книжки должен верить, что мир всё-таки добрый. (Это не касается семей готов, сатанистов и фанатиков.) Нормообразующая функция, короче.

0

24

Morlot написал(а):

Да всё условно, но надо же как-то свести понятия. 12 лет - это ещё ребёнок? А 15? Читают ли пятилетние то же, что и десятилетние?  :smoke:

Ну так это-то, вроде, есть?)

Morlot написал(а):

Учит, звините, в каком смысле? Поучает, что хорошо и что плохо? Или даёт информацию? Мне кажется, Лоторо имела в виду чисто познавательное. Как про животных.

Нет, не поучает *у меня, похоже, аллергия на это слово* Я поняла, что Лоторо имела в виду необязательность для детской литературы познавательной функции. В таком случае, такая книжка бесполезна. Из разряда: "А потом напишет тётя, с тётей вроде всё нормально, тётя пишет детских сказок, состоящих из слюней, из соплей, чуток из кружев, и из рюшечек, конечно, тётя думает, что дети не сблюют в её сироп. "(с)

Татьяна Воинова написал(а):

Мне всё же хотелось бы, чтобы в подобных стихах прослеживалась хоть какая-то связь непосредственно с буквами (с их звуковым воплощением, с их "словосоставляющей" функцией), которая бы работала и без сомнительных картинок.

При современном засильи всевозможных азбук, порой совершенно неудобоваримых, эти стишки еще ничего, хоть не вредные.

Julchen написал(а):

Это не противорчит ни тому, что он детский, ни тому, что он ничег не навязывает ребенку %)

Не противоречит. Но (для меня) расставляет приоритеты.

Julchen написал(а):

Ммм... Опять разница в терминологии? никто меня не понимает, ыыы
А что, для Вас мир чудес одномерен?

Я вас понима-а-а-ю... Прилагаю все усилия:) Я, видимо, неверно поняла, но мне казалось вы как раз разводили понятия чудесности и многомерности мира по разным углам?

Morlot написал(а):

Автор детской книжки должен верить, что мир всё-таки добрый.

Да-да-да:) Но это только одна из функций:)

0

25

Дюдюка написал(а):

чудесности и многомерности мира по разным углам

Где? Оо

0

26

Julchen написал(а):

детская книжка должна учить чудесам, должна показывать многомерность и неоднозначность того, что дитю предстоит познать.

Вот здесь:)

0

27

Дюдюка написал(а):

Вот здесь:)

Это все было в одно русло Оо

0

28

Как я это всё вижу. Существует литература для дошколят (до 5ти лет примерно и грубо, ибо кое-где школа начинается в 5 лет, а мы о мировой литературе для детей, так?), для младшего школьного и среднего-страшего школьного.

Выделяю в отдельные жанры из книг для детей -

Приключенческие,
Сказки,
Басни и притчи(вот эти поучают).
Бытовые.(Типа Денискиных рассказов).
Истории о Винни Пухе, Мумми-Троллях и других выдуманных созданиях.
И ещё один род

Я не случайно взяла Мерри Поппинс. Подобные книги - для младшего школьного возраста я выделяю в отдельный "вид". И того же ряда книжек могу привести - Карлсона и Пеппи ДЧ.

В чём их отличие? Чему учит эта литература, на что направляет?

Как это вижу я - в данной категории книг есть герой, который уводит других героев - чаще детей из вполне обыденной реальности в мир чудес - не просто чудес, а "справедливости" - в мир, где лекарство, от которого не отвязаться - хоть плач - сладкое и вкусное, где от мороженного летают, где можно и нужно сосать пальцы - они же имбирные, где сатуи живы, где ночью в зоопарк можно попасть не через забор нарушителем - а по приглашению, где живут без мам и пап, где не запрещают, где не используют свою взрослость и силу для обретения власти над детьми, где можно. Всё. Всё, что нужно для восстановления справедливости и обретения свободы.

Ведь этот мир, как мне кажется, как мне в пять лет казалось, страшно несправедлив для незамутнённого детского глаза - чувствовать горечь, боль, скуку - это страшно несправедливо для ребёнка. И такие книги - дают ему возможность почувствовать, что всё не так беспростветно - что чудо рядом - буквально в доме по соседству, на чердаке, или может быть принесено следующим западным ветром.
И оно зависит от...другого человека - от мальчика с пропеллером(но он же больше ничем не отличается от нас!), от девочки по соседству - да, она сильная и богатая, но шпана с улицы - тоже сильна, а простивная тётка - богата - а они не имеют власти над превращением этого мира в увлекательнейшее место. От няни - которая с виду - как все взрослые. Но. Они умеют принести с собой чудо.

И возможно детей не только научат примиряться с этой реальностью но и самим становится немного Мерри Поппинс, Питером Пэном или Пэппи.

Таков мой взгляд на детскую литературу.

Что значит "учить" в понимании Дюдюки и Тиу я не понимаю.

0

29

Дюдюка написал(а):

При современном засильи всевозможных азбук, порой совершенно неудобоваримых, эти стишки еще ничего, хоть не вредные.

Слабенькое утешение.  :disappointed: Уж лучше я по своему старенькому букварику буду дочку обучать... ^^

0

30

Лоторо написал(а):

Приключенческие,
Сказки,
Басни и притчи(вот эти поучают).
Бытовые.(Типа Денискиных рассказов).
Истории о Винни Пухе, Мумми-Троллях и других выдуманных созданиях.
И ещё один род

Я не случайно взяла Мерри Поппинс. Подобные книги - для младшего школьного возраста я выделяю в отдельный "вид". И того же ряда книжек могу привести - Карлсона и Пеппи ДЧ.

В чём их отличие? Чему учит эта литература, на что направляет?

Лоторо, ну неужели же учить, по вашему, можно только открытой моралью?) "Этого не делай, туда не ходи..."

0


Вы здесь » Литературный форум Белый Кот » Уголок ритора » Что такое "детская литература"?