Добрый вечер.
Хочу предложить вашему вниманию альфа-версию проекта альтернативной системы оценок конкурсов.
Идея заключается в декомпозиции задачи: оценщик не ставит общую оценку стихотворению, он оценивает отдельные аспекты стихотворения отдельно, далее сложение приводит его к общей оценке.
Предлагается оценивать:
1. Рифма.
Важно: оценивается не наличие/отсутствие рифмы, а уместность того, что в тексте. Например:
<...> палка
<...> селёдка
(комментарий оценщика)
а. Нет рифмы,
б. (но) Плохо.
Но, в то же время, допустим, может быть и так:
<...> сладость
<...> младость
(комментарий оценщика)
а. Рифма есть,
б. (но) Плохо.
Таким образом, как обычно, оценщик полагается на своё представление.
2. Ритм.
Всё, что сказано выше о рифме относится и сюда. Оцениваться должна уместность/удачность — по мнению оценщика, а он исходит из ситуации в целом.
3. Форма.
Не повторяюсь.
4. (я назвала это) Тема*/Смысл/Содержание.
Тут я предлагаю оценивать новизну темы, её подачу, логические ошибки etc.
* (важно) Если конкурс тематический, то за стихотворение не по теме нужно дать оценщику возможность снимать дополнительные баллы.
5. Разное.
Сюда предлагаю относить (например) художественную выразительность (см. выше о рифме), оригинальность, (всё, что осталось: стиль etc), орфографию*.
* (важно) За большое количество ошибок предлагаю снижать оценку на выходе принудительно.
6. Авторское отношение.
Думаю, в комментариях не нуждается.
Пункты 1-5 оцениваются по шкале 0:0.1:1 (т. е., от нуля с шагом 0.1 до единицы).
Пункт 6 оценивается по шкале -0.5:0.1:1 (т. е., от -0.5 с шагом 0.1 до 0.5) – да, да, мнение оценщика, как обычно, стоит не больше полубалла.
Как распределять оценку? Условно можно рекомендовать следующее:
0..0.2 – неудачно/неуместно (рифма, ритм, etc),
0.3..0.5 – обычно/не трогает/не ужасает,
0.6..0.9 – здорово/уместно,
1 — ах.
Пример баллов за стих:
1. Рифма: 0.3,
2. Ритм: 0.7,
3. Форма: 0.8,
4. Тема...: 0.5,
5. Разное: 0.5,
6. Личное: 0.3.
Сумма: 3.1.
(если не по теме: можно снимать от 0.1 до 0.5)
(если орфография совсем дурна: обязательно снимать от 0.3 до 0.5)
Минусы этой системы:
1. Очевидная необходимость целое (стихотворение) членить на куски. Не очевидна оправданность этого подхода и простота для иных оценщиков.
2. Оценщик сможет сначала составить финальную оценку, а потом подгонять остальные. (на самом деле, это не проблема, так как текущая система страдает этим ещё в большей степени).
3. Имеется некоторое ограничение свободы оценщика: может быть, он не хочет оценивать рифму и ритм по одной шкале.
Решением этой проблемы может быть «индивидуальная настройка» шкалы: например, на конкурсе оценщик Вася говорит, что будет оценивать рифму по шкале 0..1.5, а ритм по шкале 0..0.5. (естественно, нужно продумать рамки расхождений)
Плюсы этой системы:
1. Она новая, а, вернее, ещё одна. Да, да, это скорее плюс.
2. В теории она может не дать оценщикам ставить оценки «как левая пятка скажет». Также результаты будут более информативными.
3. При сведении получаются всё те же пять (не больше) баллов от оценщика, таким образом она не очень колеблет устои.
Собственно, вот.
Очень интересно услышать мнения об оправданности такого подхода и выборе (и количестве) оцениваемых аспектов (возможно, кто-то считает средства художественной выразительности достойными вынесения в отдельный пункт и т. д.). Я взяла пять аспектов для простоты, естественно, можно брать и другое количество, но примеры потеряют часть наглядности (а это всего лишь проект пока).
Было бы интересно попробовать на деле, но это, как обычно, моё мнение.
Отредактировано Twinkle (2011-03-30 20:43:05)